Что такое аудит операций с ценными бумагами

Если ваша организация имеет на счетах биржевые активы, вы наверняка рано или поздно столкнетесь с такой процедурой, как проверка транзакции с ценными бумагами. Чтобы подготовиться к аудиту и чувствовать себя уверенно, нужно знать, что это за вид аудита и каковы его цели.

Что это такое

Главное понимать, что аудит — это не аудит. Инспектор не отвечает за наказание кого-либо путем обнаружения ошибок. Аудитор выражает свое мнение, оценивает ведение отчетности и соблюдение законодательства и, если обнаруживает нарушения, предлагает способы их устранения.

Такие исследования заказывают компании или сами банки. Они предназначены для внутреннего использования, в них заинтересованы внешние потребители (руководители высшего звена, учредители, инвесторы, контрагенты). Имея на руках заключение аудитора, можно сделать выводы о финансовых рисках и нарушениях законодательства в проверяемой сфере.

Предмет аудита

Предметом проверки являются экономические процессы финансово-хозяйственной деятельности.

Ценные бумаги при этом принимают непосредственное участие в качестве финансовых инструментов, и именно они становятся предметом обзора:

  •  сертификаты;
  •  резервный запас;
  •  векселя;
  •  государственные казначейские векселя;
  •  облигации.

Цель процедуры

Основная цель любого аудита — сформировать объективное суждение о применении законодательства, о полноте и надежности бухгалтерского учета, о представленной отчетности.

Аудитор отражает свое мнение в форме установленного законом заключения:

  1. Надежность, полнота и соответствие законодательству РФ по всем проверяемым позициям подтверждены — безусловно положительно.
  2. Изменено — если есть причины, по которым не выдается положительное заключение. Факторы могут повлиять на мнение аудитора и в противном случае.

На основании фактов аудитор выражает:

  • по бронированию;
  • отказ выражать мнение;
  • отрицательный.

Факторы, существенно влияющие на мнение:

  • ограничение объема проверки (не предоставлен полный объем документации);
  • конфликт с руководством проверяемой организации (противодействие проверке).

Для проведения аудита операций с ценными бумагами ставится несколько задач:

  1. Определить обоснованность и законность операций с ценными бумагами.
  2. Подтвердите стоимость ценных бумаг.
  3. Рациональность финансовых рисков, связанных с размещением ценных бумаг.
  4. Расчет налогов по операциям в ЦБ.
  5. Проверка бухгалтерского учета, состава и действительности отчетности.
  6. Соответствие бухгалтерского учета и отчетности законодательству РФ.

Основные направления аудита операций с ЦБ

Ключевым направлением действий аудитора является изучение информационной базы организации:

  • учетная политика по операциям с ценными бумагами;
  • учредительные документы, подтверждающие полномочия руководства;
  • синтетический и аналитический учетные записи;
  • первичные документы, отражающие факты операций с ценностями;
  • положение о порядке ведения, начисления и выплаты дивидендов по ценным бумагам;
  • методика определения разницы между номинальной стоимостью и рыночной стоимостью в организации;
  • положение об аудите балансовой стоимости ценных бумаг;
  • соблюдение закона РФ от 28.07.2012 г. 2023-1 от 12.12.1991 «О налогообложении операций с ценными бумагами»;
  • проверка соответствия купли-продажи ценных бумаг правовым актам Российской Федерации;
  • соблюдение требований законодательства о хранении ценных бумаг.

Методы аудита

Специфика аудита оборота ценных бумаг обусловлена ​​огромным объемом документации. Ограничения по времени вынуждают аудитора использовать комбинацию вариантов проверки.

На разных этапах проверки будут применяться разные методы:

  • комбинированный;
  • селективный;
  • непрерывный метод;
  • документальный;
  • уважение к факту;
  • проверка по существу;
  • тест на сопоставимость.

Организация аудита

Контроль — стандартная процедура. Его поведение регулируется локальными документами аудиторских компаний и законодательством Российской Федерации. Он включает несколько этапов.

Планирование:

  • сбор данных о подконтрольной компании (документооборот, бухгалтерия);
  • тестирование системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • расчет уровня существенности и аудиторского риска;
  • утверждение плана и программы аудита;
  • согласование цены и подписание договора.

Фаза работы:

  • подготовка рабочего материала по установленным методикам;
  • определение уровня существенности и рисков на основании собранного материала.

Заключительный этап:

  • подготовка рабочей документации;
  • при обнаружении нарушений — расчет степени влияния на достоверность представленного отчета (незначительные или глобальные искажения);
  • передача информации о нарушениях ответственным лицам;
  • сдача аудиторского заключения;
  • оформление акта выполненных работ.

Заключение

В заключение пара советов:

  1. Не бояться! Не зря говорят: «Кто предупрежден, тот вооружен».
  2. Не вступайте в конфронтацию с одитором. Он такой же рабочий, как и вы. У него нет цели унизить, оскорбить или наказать вас. Его задача не только найти ошибку, но и подсказать, как ее исправить.

Работайте продуктивно и пусть по результатам проверки вы всегда будете иметь только безоговорочно положительные выводы! Не забывайте подписываться на наши статьи и размещать ссылки в социальных сетях.