Котировки акций Трансаэро

Доброго времени суток всем, кто прочитал эту статью. Сегодня герои моего рассказа — акции «Трансаэро». «Увы, они герои прошлого, так как компания обанкротилась. Почему это произошло, как вторая российская авиакомпания добилась плачевного результата — вот о чем пойдет речь сегодня.

Кроме того, стоит вспомнить, сколько стоят акции Трансаэро, как они котировались на бирже и сама компания в своей сфере. Но сначала о главном.

Стоимость акций на бирже: онлайн-график

Данные о ценных бумагах

Бегущая строка ТАЭР
Торговые платформы и часы работы ММВБ, РТС Больше не торгуются
Имя ОАО «Авиакомпания« ТРАНСАЭРО“»
Количество ценных бумаг в обращении 153 846 100
Имя 1 копейка
Дивиденды Неоплаченный
Год основания 28 декабря 1990 г
Головной офис Летать
Найдено Татьяна Анодина Александр Плешаков

Динамика курса за все время

В 2011 году был одобрен листинг акций Трансаэро на фондовой бирже ММВБ. В обращение было выпущено 13,8% от общего объема ценных бумаг.

Торги начались очень волатильно — от 170 до 238 рублей за лот. Это тот случай, когда на рынке нет консенсуса, тест акций очень жесток. В течение такого периода лучше воздерживаться от покупки акций или торговли небольшими лотами, поскольку ни технический, ни фундаментальный анализ вместе с гуру рынка не могут предсказать, где остановятся котировки.

Для акций Трансаэро этот уровень составил 180 руб. И хотя банкротство было на 149, это был единичный случай, в целом газета до конца июня 2011 года торговалась в коридоре 170–180 рублей за акцию.

Затем в июле был небольшой пик на уровне 190, а с августа цена упала. Небольшая, но устойчивая тенденция сформировалась, когда цена акций упала до 128 рублей за лот в марте 2013 года. Попутно были времена, когда можно было избавиться от пачки, не теряя при этом больших денег.

Но с весны 2013 года тенденция сначала прекратилась, цена акций закрепилась на уровне около 130 рублей за лот, затем наметился восходящий тренд, который к августу 2014 года вывел акции Трансаэро на уровень 203 рубля.

9 октября 2014 года была зафиксирована рекордно высокая цена — 239 рублей. Как оказалось, первоначальная проверка при старте торгов на бирже прощупывала максимумы за всю историю торговли ценными бумагами. Это парадокс.

Конец февраля 2015 года стал не только концом зимы, но и началом конца Трансаэро. Цена акций начала падать практически вертикально. С 26 февраля по 16 марта карта упала с 215 рублей за лот до 92.

Так, с 31 марта по 27 августа инвесторы на что-то надеялись, цена акций плавно упала до 72 руб. И даже отскочила до 130. Среди биржевых трейдеров есть такой термин: «отскок дохлой лягушки». Значит, это он, лягушка уже не могла умереть, но акции Трансаэро все же покупались. Это происходит на бирже, рынок нелегко отделить от иллюзий. Кстати, с ЮКОСом была похожая картина.

Но в сентябре все рухнуло окончательно, акции компании «Трансаэро» были сняты с аукциона.

О компании

29 декабря 1990 года, то есть еще за время существования СССР, была зарегистрирована первая частная авиакомпания. Первый рейс в Тель-Авив был совершен 5 ноября 1991 года. То есть, помимо кооперативов, это была, наверное, первая по-настоящему частная компания в СССР. В серьезной индустрии с амбициозными планами и широким охватом.

Надо сказать, что свинг удался, и изначально амбиции были реализованы. Трансаэро контролировала более 20% рынка авиапассажиров в стране. Представьте себе, что возникла железнодорожная компания и вытеснила российские железные дороги на абсолютно монополистическом рынке. И «Трансаэро» удалось отбиться от такого монстра, как «Аэрофлот.

Заслуга компании и ее менеджмента заключалась в том, что они создали конкурентный рынок в области, где ранее царила абсолютная монополия государственного авиаперевозчика. Возможно, присутствие «Трансаэро» заставило «Аэрофлот» оперативно отреагировать и улучшить все параметры своей деятельности.

Продукция компании

Компания «Трансаэро» работала в сфере пассажирских авиаперевозок и начала осваивать грузовой сегмент. Основными базами были аэропорты столицы Внуково и Домодедово, откуда отправлялось большинство рейсов. Небольшую долю составили рейсы из аэропортов Санкт-Петербурга «Пулково» и «Кольцово» в Екатеринбурге.

В начале своей деятельности «Трансаэро» арендовала самолеты, но вскоре перешла на покупку Boeing и Airbus. В конце существования для перевозки грузов были закуплены самолеты Ту-204. Это были единственные представители линейных национальных кораблей.

Для перевозки пассажиров использовались только французские и американские самолеты. Поскольку «Трансаэро» была крупным чартерным перевозчиком, многие рейсы выполнялись в зарубежные страны, где не было проблем с обслуживанием продукции Boeing и Airbus».

Главные акционеры

В список основных акционеров на момент прекращения деятельности Трансаэро вошли:

  • Ольга Плешакова — владела 18,3;
  • Александр Плешаков — его доля в общем капитале составила 18,2% акций;
  • банку «Росстрах» принадлежало 9,2% акций;
  • start-UP Investments Ltd владела 6,8 долей;
  • ОАО «Трансаэро Финанс» принадлежало 4,2% акций;
  • Татьяне Анодиной принадлежало 3% акций Трансаэро»;
  • Jeimbo Cyprus Limited — 2,28% акций.

Ключевая фигура и ее роль

«Трансаэро» основали Александр Плешаков и его приемная мать Татьяна Анодина. Последнему приписывают создание МАК (Межгосударственный авиационный комитет) стран СНГ.

Оба работали в авиационной сфере, обладали необходимыми знаниями и связями, поэтому изначально организация и развитие «Трансаэро» не сталкивались с особыми трудностями.

На момент банкротства Трансаэро управляющим директором был Дмитрий Сапрыкин, председателем совета директоров — Ольга Плешакова, управляющим — Александр Плешаков.

Их роль как в формировании общества, так и в его гибели является решающей. Именно их менеджмент завел «Трансаэро» в тупик безнадежных долгов, когда долги, а также стоимость их обслуживания многократно превышали выручку компании.

Действительно, весь транспорт стал убыточным, поскольку даже увеличение авиапарка и пассажиропотока никоим образом не могло компенсировать затраты на содержание и погашение кредитов. Бизнес-модель не окупилась.

Может быть, виной всему кумовство? Кстати, Ольга Плешакова неоднократно удостаивалась наград как лучшая женщина в бизнесе. Это цена этих бонусов и тех, кто их выдает. Так что, покупая акции, не верьте знакам отличия владельцев компаний, верьте статистическим и финансовым отчетам.

Этот инцидент также показывает, как, даже имея отличную репутацию и, казалось бы, находясь на гребне успеха, компания или организация стоит у пропасти и может пасть там в любой момент. Руководство Трансаэро надеялось, что государство придет на помощь и реструктурирует долги. Но наличие крупного конкурента вкупе с управленческой беспомощностью руководства убедили госструктуры отказаться от помощи.

Дочерние компании

У компании «Трансаэро» не было филиалов.

Планы компании на будущее

Планы на будущее: как противостоять требованиям кредиторов. Сейчас существует несколько процессов, в которых «Трансаэро» обязана выплатить долги. Эта же компания подала иски на государство в размере 25 миллионов рублей в качестве компенсации за перевозку пассажиров в Калининграде (и выиграла ее) и на 662 миллиона рублей во Владивостоке.

Статистика дивидендов

У Трансаэро дивидендов нет, в последние годы существования они не выплачивались из-за высокой задолженности.

Интересные факты о компании

  1. За все годы деятельности авиаперевозчика «Трансаэро» не имела несчастных случаев со смертельным исходом. В 2014 году предприятие было признано самым безопасным в России.
  2. Уже имея финансовые проблемы, в конце 2014 года было принято решение о переименовании «Трансаэро». На перекраску самолета потребовалось 10 миллионов долларов. Так руководство пыталось «решить» проблемы.

Где и как купить акции сегодня

Несуществующее место. Акции Трансаэро изъяты из обращения.

Что влияет на цену акций

Стоимость акций авиаперевозчиков зависит от стоимости обслуживания парка, топлива, структуры перевозок, количества и качества воздушных судов, диверсификации перевозок (чартерные, международные и внутренние авиалинии), средней протяженности маршрута, грузоподъемности воздушных судов.

Общая ситуация в экономике также влияет на авиаперевозчиков, поскольку от этого зависит финансовое положение граждан, их готовность летать и платить за перевозку грузов по воздуху.

Цена на нефть оказывает обратно пропорциональное влияние. Подорожание нефти: акции авиакомпаний падают, и наоборот.

Перспективы компании

Никто. «Трансаэро» мертва, и никто его не воскресит, ведь проще и дешевле создать новую.

Аналитика и прогноз по бумаге

Акций нет, обменов нет. Даже если кто-то решит выпустить одноименные акции, инвесторы по привычке будут избегать их.

Альтернатива в этой отрасли

Аэрофлот уникален и непобедим. Авиакомпания, под названием которой авиаперелеты связаны с многими поколениями жителей России. Старый слоган «Летайте Аэрофлотом» как никогда актуален. Потому что летать фактически не с чем.

Заключение

Сегодня я рассказал об успешной авиакомпании, которая вышла на сложный рынок и смогла потеснить сильного конкурента. Но из-за безрассудной финансовой деятельности загнала себя в тупик, из которого никак не могла выбраться. Поучительный урок для инвесторов.