Бизнес-план книжного магазина

Согласно официальной статистике, Российская Федерация в прошлом году вошла в тройку самых читаемых стран мира. Около 60% россиян читают регулярно или хотя бы раз в неделю. В связи с этим существенные перспективы имеет бизнес, связанный с открытием и развитием собственного книжного магазина в России. Бизнес-план библиотеки включает описание основных организационных этапов, регистрации хозяйственной деятельности, процессов поиска и подготовки помещений, найма сотрудников, а также содержит финансовый анализ бизнес-проекта.

Откройте книжный бизнес

Описание проекта и актуальность идеи

Прежде всего, вы должны решить, какой формат библиотеки открыть. Вы можете выбирать из наиболее распространенных форматов книжных магазинов: небольшой магазин с широким ассортиментом книжной продукции, магазин эксклюзивной целевой литературы, а также настоящий книжный супермаркет, который отличается площадью помещения а также ассортимент и количество представленных книг.

С чего начать открытие книжного магазина?

Анализ рынка и конкуренции

потребительский потенциал услуг книжного магазина

Определившись с форматом магазина, необходимо внимательно проанализировать рыночную ситуацию в выбранном регионе ведения бизнеса, определить наличие основных конкурентов, их сильные и слабые стороны. Грамотный и креативный подход к ведению бизнеса позволит не только закрепиться на региональном рынке, но и одержать верх над конкурентами. Необходимо установить и проанализировать ценовую политику магазинов-конкурентов, эффективность их маркетинговых кампаний и уровень обслуживания клиентов, чтобы максимально использовать пробелы в рекламных акциях и уровень обслуживания клиентов конкурирующих компаний в свою пользу.

Подбор ассортимента

В зависимости от выбора конкретного формата книжного шкафа подбирается и формируется как исходный, так и основной ассортимент товаров, который будет представлен на полках вашего магазина:

  • дидактическая и научная литература: школьные тексты, пособия для вузов, научные труды;
  • произведения искусства отечественных и зарубежных авторов;
  • книги для детей;
  • подарочные издания;
  • специализированная профессиональная литература: экономика, право, финансы и бизнес, компьютерная литература и др;
  • учебные пособия и педагогическая литература;
  • прикладная литература: сборники рецептов, книги по рыбалке и охоте, кроссворды и др.

Кроме того, в книжном магазине продаются канцелярские товары, а также сопутствующие товары и аксессуары.

Организационный план

Регистрация в государственных органах

Прежде всего, необходимо выбрать форму хозяйствующего субъекта для регистрации деятельности библиотеки в государственном исполнительном органе. Достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя без создания юридического лица, однако в случае открытия крупных книжных супермаркетов или реальной книжной торговой сети желательно зарегистрироваться в качестве юридического лица. Представлен выбор формы хозяйствующего субъекта: общество с ограниченной ответственностью или открытое или закрытое акционерное общество.

После формирования и подачи необходимого пакета документов в орган государственной регистрации выбирается форма налогообложения. Книжному магазину рекомендуется работать по упрощенной системе налогообложения, которая предполагает регулярные налоговые отчисления в виде 6% от дохода организации или 15% от чистой прибыли магазина.

График запуска книжного магазина

Этапы запуска предпринимательского проекта предполагают сбор всех необходимых документов, выполнение обязательной процедуры государственной регистрации предпринимательской деятельности, поиск и подбор помещения для библиотеки, закупку всех материалов и необходимого оборудования и обучение начального ассортимента книжной продукции, а также набора и найма торгового персонала. По статистике, в среднем подготовительный и организационный этапы запуска проекта коммерческого книжного магазина занимают около полугода.

Поиск помещения и ремонт

Площадь, необходимая для открытия небольшого книжного магазина, способного удовлетворить спрос различных категорий покупателей, в среднем составляет около 80-90 квадратных метров. Обязательными требованиями к выбранному помещению являются его вместительность, размещение в месте со стабильным потоком целевой аудитории, удобная транспортная развязка и наличие отдельного входа. Весомым плюсом станет наличие удобной парковки. Распространенным заблуждением является стремление расположить магазин как можно ближе к центру мегаполиса. Во-первых, наличие крупных конкурентов в центральных районах города может сильно осложнить деятельность начинающего предпринимателя, во-вторых, как показывает практика, большим спросом пользуются книжные магазины в спальных районах.

Торговую точку необходимо разделить на две независимые комнаты: торговую зону и склад, где будут размещены продукты, книги и канцелярские товары, уже вставленные, но еще не выставленные на продажу.

Первоначальная смета инвестиций будет включать стоимость ремонта сдаваемого в аренду помещения, однако специфика книжного магазина не предполагает необходимости дорогостоящего ремонта.

Оборудование для магазина

Книжная мебель

Смета оборудования, необходимого для приобретения книжного шкафа, будет включать книжные шкафы и полки, кассовые аппараты, систему безопасности с сигнализацией, осветительные приборы, систему противопожарной защиты, вывеску и аксессуары, которые сопровождают помещения этого типа. Также вам понадобятся книжные полки, офисная мебель и несколько компьютеров.

Формирование штата

В небольшом книжном магазине нужно нанять четырех клерков, которые работают посменно каждый день или две после двух, а также двух администраторов, работающих по одинаковому графику, бухгалтера и уборщицу. Функции директора и непосредственного управляющего магазина берет на себя начинающий предприниматель. На начальных этапах бизнеса необязательно формировать полноценный юридический отдел, рекомендуется обратиться за помощью к сторонним специалистам. По такой же схеме функции финансового отдела на старте работы магазина возлагаются на сторонних аутсорсинговых специалистов.

В дальнейшем, по мере роста и развития бизнеса, расширения магазина или формирования полноценной бизнес-сети, рекомендуется формировать полнофункциональный отдел маркетинга или рекламы. В начале бизнес-проекта начинающий предприниматель должен будет проводить маркетинговую и рекламную политику самостоятельно или с помощью услуг маркетинговых агентств.

Маркетинг и реклама

Открытие успешного книжного магазина не предполагает серьезных капитальных вложений и больших материальных затрат на аренду помещений, их ремонт, приобретение необходимого оборудования и формирование первоначального ассортимента товаров. В этом плане предпринимательский проект, предполагающий организацию и развитие книжного магазина, относится к предпринимательской деятельности с небольшими капитальными вложениями, однако от успешности мероприятия напрямую зависит эффективность рекламной и маркетинговой политики магазина.

Привлечение первоначальных клиентов — основная задача на старте проекта, пройдя этапы регистрации бизнеса, поиска и аренды помещений, а также найма персонала и обучения начальному ассортименту товаров. От эффективности рекламных кампаний напрямую зависит прогресс в привлечении исходной целевой аудитории. Грамотно организованный с самого начала проекта бизнес способен приносить своему владельцу стабильный доход.

Основными направлениями рекламных и маркетинговых кампаний станут местные СМИ, вывески и баннеры, а также размещение рекламы в местах с высокой посещаемостью целевой аудитории книжного магазина. Также стоит озадачиться созданием собственного веб-сайта книжного магазина, а также поддержанием тематических групп в популярных социальных сетях и продвижением магазина на соответствующих форумах. В этом случае не стоит даже недооценивать эффективность такого традиционного рекламного метода, как молва.

В будущем, по мере роста и развития бизнес-проекта, рекомендуется помимо физического книжного магазина подумать о создании настоящего интернет-магазина, что значительно расширит целевую аудиторию и рынок сбыта продукта, а также поспособствует более эффективному участие проекта в конкурсе.

Существенным преимуществом библиотеки для эффективности рекламных кампаний и привлечения большего числа потенциальных клиентов станет ее выгодное расположение в местах с высокой посещаемостью целевой аудитории в спящих или центральных районах города. Специалисты маркетингового агентства, к услугам которых рекомендуется обращаться начинающему предпринимателю на ранних этапах организации и развития библиотеки, подберут и разработают эффективную маркетинговую политику для организации, которая принесет свои плоды и привлечет постоянных клиентов.

Эффективному маркетингу также способствуют различные акции и дисконтные кампании для постоянных и новых клиентов книжного магазина.

Финансовая часть бизнес-плана

Инвестиции в проект

Инвестиции в книжный магазин

В смету первоначального вложения в бизнес-проект, предполагающий организацию, открытие и развитие собственной библиотеки, будут включены затраты, связанные с подготовкой необходимых документов и прохождением обязательной процедуры государственной регистрации предпринимательской деятельности, а также затраты на приобретение оборудования, необходимого для работы магазина, офисной мебели и формирование первоначального ассортимента товаров. В эту сумму также входят средства, необходимые на косметический ремонт в арендованном помещении, первоначальная арендная плата и расходы, связанные с запуском маркетинговой и рекламной кампании. В среднем по регионам первоначальные вложения в бизнес-проект составляют от одного до двух миллионов рублей.

Текущие расходы

Большая часть текущих расходов организации или индивидуального владельца бизнеса без создания юридического лица — это арендная плата, регулярные налоговые вычеты, а также расходы на заработную плату сотрудников магазина и расходы фонда заработной платы персонала. Среди прочего, затраты на содержание библиотеки включают затраты, связанные с регулярным пополнением ассортимента продукции, и другие затраты. Условиями аренды помещения в подавляющем большинстве случаев предусмотрена отдельная плата за электричество, отопление и водоснабжение помещения библиотеки. В этом случае эти регулярные выплаты также повлияют на большую часть ткацких расходов организации или индивидуального предпринимателя. Кроме того, операционные расходы книжного магазина будут включать расходы, связанные с рекламными и маркетинговыми кампаниями. В среднем эксплуатационные расходы библиотеки в регионах составляют около 300 тысяч рублей.

Доходы

Доходы формируются за счет уровня продаж товаров, определяемого потребительским спросом, маркетинговой и рекламной политикой организации, а также ассортиментом представленной литературы. Кроме того, доходная часть бизнес-проекта формируется за счет предоставления дополнительных услуг и продажи сопутствующих товаров (канцелярские товары, аксессуары и т.д.). Ориентировочный уровень доходов книжного магазина составит около 400-450 тысяч рублей в месяц, при среднем заработке 400 рублей.

Подсчет прибыли

Чистая прибыль формируется за счет разницы между доходом бизнес-проекта и текущими расходами организации или индивидуального предпринимателя и составит с учетом указанных исходных данных порядка 100-150 тысяч рублей в месяц.

Оценка эффективности проекта книжного магазина

Как показывает практика, при отсутствии существенных первоначальных вложений в бизнес-проект и высоких требованиях к арендуемым помещениям и наемному персоналу книжный магазин является успешным и стабильным видом бизнеса, при условии грамотного подхода и спланированной организации бизнеса, а также углубленный предварительный анализ уровня конкуренции и товарного рынка. Рентабельность бизнес-проектов в среднем более 25%.