Технология производства сухого молока

Может ли производство сухого молока быть прибыльным бизнесом? Молочный концентрат необходим для многих продуктов и часто используется для питания, в том числе детского питания. В то же время многие считают сухое молоко вредным для здоровья, спрос на него постепенно снижается. Рассказываем, для чего нужно сухое молоко, какие аргументы приводят его сторонники и защитники, а также сколько стоит создание его производства для продажи.

Разновидности сухого молока

Сухое молоко представляет собой специально обезвоженное пастеризованное коровье молоко. Это порошок с легким запахом молока. Считается, что такой продукт сохраняет все полезные свойства оригинала. Его удобно использовать в промышленности и на кухне: для изготовления детских смесей, кондитерских изделий, восстановленного молока. Он имеет длительный срок службы, что является еще одним преимуществом для отрасли.

Существует 2 вида сухого молока:

  • Все. В составе преобладает жир (26% на 100 грамм), что делает его более питательным: 550 ккал на 100 грамм. Производится из цельного молока.
  • Обезжирено. В составе преобладает белок (36%), жира всего 1%. Меньше калорий – 373 ккал. Обезжиренное молоко.

Сухое молоко Сухое молоко производится из пастеризованного коровьего молока

Состав порошка, его польза и вред

Сухое молоко производится из пастеризованного коровьего молока. Особая технология позволяет высушить нормализованное молоко и получить порошок, сохраняющий все питательные свойства. При правильной организации производства готовый порошок не должен содержать никаких примесей. Это натуральный продукт, безопасный в ограниченных количествах для всех, у кого нет аллергии на лактозу.

Однако в современных условиях нередко случается, что в состав продукта попадают посторонние примеси, чаще всего растительные жиры, соя или сахар. Это негативно сказывается на качестве продукта, лишает его заявленных полезных макро- и микроэлементов.

Преимущества сухого молока:

  • сохраняет питательные свойства молока, белков и витаминов;
  • может иметь высокую калорийность, полезна для прикорма детей;
  • полезен при анемии и сахарном диабете;
  • не содержит бактерий, поэтому его можно разбавлять некипяченой водой (продукт производится из пастеризованного молока, уже прошедшего термическую обработку);
  • порошок удобнее использовать для приготовления пищи;
  • он имеет длительный срок службы.

Недостатки сухого молока:

  • не подходит людям с непереносимостью лактозы (как обычное молоко);
  • сильный аллерген;
  • при сушке при высокой температуре в сухом молоке образуются оксистеролы – самый опасный вид холестерина;
  • высокая питательная ценность продукта не подходит людям, склонным к набору веса.

Поэтому, вопреки распространенному мнению, сухое молоко является скорее полезным продуктом, чем вредным. Оно сохраняет все преимущества «натурального» молока, но хранится дольше. Если производитель соблюдает технологический процесс, в порошке отсутствуют посторонние примеси и ненатуральные компоненты.

Где используется сухое молоко

Сухое молоко используется в различных областях. Наиболее распространенными являются питание, производство восстановленных молочных продуктов, колбасных и кондитерских изделий. Его использование позволяет повысить пищевую ценность продукта, в частности, увеличить содержание белка. На практике гораздо удобнее использовать порошкообразный концентрат, чем жидкий продукт.

Для производителей сухое молоко более выгодно, чем натуральное молоко. Позволяет продлить срок службы изделия, снизить себестоимость продукции. Например, сухое молоко для производства сыра позволяет вдвое сократить время производства и сократить расходы не менее чем на 30%. Таким образом можно производить высококачественный мягкий сыр. Главное условие – подходит молоко, обработанное при температуре не выше 70 градусов. Кроме сыра выпускаются творог, йогурты, кефиры, плавленые сырки, мороженое и, конечно же, восстановленное молоко из сухого.

Повара-кондитеры ценят сухое молоко, чтобы сделать выпечку проще (и дешевле). Они используют только обезжиренный вид. Производители колбас также используют порошкообразный концентрат в качестве связующего вещества (в оригинальных рецептах колбас используется обычное коровье молоко).

Наконец, сухое цельное молоко разводят в домашних условиях как кисломолочный напиток. Вкус восстановленного молока, приготовленного своими руками, отличается от натурального, но все же достаточно приятный. Подходит для взрослых и детей, полностью покрывает суточную потребность в белках, жирах, магнии и фосфоре.

Производство сухого молока Для производства сухого молока требуется оборудование стоимостью 4-5 млн руб

Регистрация бизнеса и получение разрешений

Производство продуктов питания в России строго регламентировано законодательными и санитарными нормами, поэтому новое предприятие по производству сухого молока должно соответствовать достаточно обширному списку требований.

Компания должна быть официально зарегистрирована, желательно как общество с ограниченной ответственностью. Для получения свидетельства юридического лица необходимо подать заявление по форме Р11001 и приложить письмо, протокол собрания учредителей и квитанцию ​​об уплате сбора (4 тыс руб.). К сожалению, это не единственный и самый простой для написания документ. Уведомление о переходе на УСН рекомендуется предъявить одновременно с получением свидетельства; это самый благоприятный налоговый режим.

Производитель должен подготовить помещение к проверке СЭС и Роспотребнадзора. Скорее всего, вам придется вложиться в ремонт и частичное переоборудование. Хорошим решением будет аренда уже оборудованного цеха по производству продуктов питания. О требованиях, которым должно соответствовать помещение, мы поговорим в специальном разделе.

Компания будет покупать сырое молоко у фермеров, а не держать коров у себя. На данную продукцию необходимо иметь ветеринарный сертификат, его должен предъявить поставщик. Не рекомендуется использовать в производстве несертифицированный продукт: контролирующие органы могут закрыть бизнес.

Технологическая схема производства

Рассмотрим, что представляет собой технология производства сухого молока:

  1. Коровье молоко нагревают до 40 градусов, очищают с помощью различных фильтров. Это помогает удалить лишние примеси, остатки волос и другие загрязнения, которые обязательно присутствуют в натуральном продукте.
  2. Продукт нормализуют, то есть разделяют по жирности, получая сливки и обезжиренное молоко.
  3. Пастеризация: нагревание для дезинфекции и увеличения срока годности. В зависимости от типа пастеризации молоко нагревается до температуры от 65 до 98 градусов и «кипятится» в течение установленного времени, от 30 минут до нескольких секунд.
  4. Охлаждение.
  5. Выпаривание в сушильной камере. В результате должен получиться продукт, содержащий 40% сухого вещества.
  6. Гомогенизация. Продукт доводят до однородной консистенции.
  7. Обработка распылительной сушкой.
  8. На заключительном этапе концентрат просеивается и упаковывается. Сухое молоко готово к продаже.

Поэтому приготовление сухого молока — довольно простой процесс. Производство сухого обезжиренного молока проходит аналогичные этапы, но в качестве сырья используется обезжиренное молоко (его получают на стадии стандартизации).

Для получения 1 кг сухого молока используется примерно 8,7 л натурального продукта. Такое соотношение способствует тому, что калорийность концентрата увеличивается в 10 раз.

Завод по производству сухого молока Для производства 1 кг сухого молока потребуется почти 9 литров натурального молока

Какое понадобится оборудование

В состав технологической линии производства входит следующее оборудование:

  • пищевой насос высокого давления – от 15 тысяч рублей;
  • аппарат для нормализации молока – от 250 тысяч рублей;
  • выпарная установка – от 3 млн руб;
  • распылительная сушилка – от 1 млн;
  • сито – от 90 тысяч рублей;
  • упаковочная линия – от 200 тыс руб.

Минимальная стоимость оборудования для производства сухого молока составит 4,5 млн рублей. Это довольно большая сумма для нового бизнеса, которую можно уменьшить разными способами. Например, найти б/у технику (цена будет снижена до 50%), выбрать готовый комплект от производителя (цена будет снижена до 30%), купить технику в лизинг (цена будет снижена до 30%) цена не уменьшится, но придется отдавать частями).

Если предприятие планирует производить не только молочный концентрат, но и продукцию из него, например, организовать производство творога из сухого молока, потребуется дополнительное оборудование примерно на такую ​​же сумму – около 5 млн руб.

Требования к помещению

Для размещения всего необходимого оборудования и обеспечения сотрудников комфортными условиями труда потребуется цех площадью не менее 50 кв. Он должен быть подключен ко всем коммуникациям: водоснабжению, отоплению, электричеству. Мощность электрического соединения не менее 380 вольт. Все приборы работают на электричестве.

Приточно-вытяжная вентиляция и хорошее освещение имеют первостепенное значение.

Помещение должно быть разделено на 3 зоны: производственный цех, зона хранения сырья (с морозильными камерами) и склад готовой продукции. Персоналу нужна комната для отдыха и хранения вещей. Производственный цех должен быть облицован плиткой на высоте не менее 2,5 метров.

Необходимый персонал

Технологическая схема производства сухого молока предполагает наличие технолога пищевой промышленности и рабочих, обслуживающих оборудование. Их количество зависит от объема работ. Специальное образование нужно для технолога (высшее профессиональное), рабочих обучают на производстве.

Компания будет завозить и разгружать большое количество сырья, а также отгружать готовую продукцию, поэтому требуется как минимум 1 грузчик с правом на электропогрузчик. Вам может понадобиться собственный драйвер. Штат технического персонала замыкают уборщики, которые не только обеспечивают чистоту в цехе, но и проводят дезинфекцию по графику.

Все сотрудники, контактирующие с продукцией, должны иметь медицинские книжки: они прошли медицинский осмотр и санитарный инструктаж.

Продажей продукции должен заниматься один менеджер или целый отдел продаж, в зависимости от объема работ. То же самое можно сказать и о закупке сырья. Бухгалтерией занимается специалист в штате или на аутсорсе, документами занимается руководитель или его помощник.

Склад сухого молока В сухом молоке заинтересованы производители сыров, творога, йогуртов, детского питания, колбасных и кондитерских изделий

Сбыт готовой продукции

Хорошо организованные продажи имеют фундаментальное значение на благо компании. Чем больше каналов найдет компания, тем стабильнее будет ее работа. Выше мы назвали области применения сухого молока. Этот бизнес должен быть приоритетным при поиске оптовых покупателей.

Покупка сухого молока оптом от производителя выгодна предприятиям по производству восстановленных молочных, мясных, колбасных и кондитерских изделий. Именно они станут целевой аудиторией компании по производству сухого молока.

Статистика показывает, что рынок сухого молока удовлетворен отечественными производителями лишь на 54%. Остальное соответствует иностранным компаниям. Это делает такую ​​компанию очень перспективной и обещает быстрое восстановление благодаря высокому спросу.

Анализ рынка

Отечественные производители не удовлетворяют существующий спрос на рынке сухого молока. Этот продукт импортируется в больших количествах из зарубежных стран. Такая ситуация несколько упрощает работу начинающему производителю, ведь он предлагает востребованный товар. В реальности между компаниями большая конкуренция, и потенциальные покупатели не всегда спешат обменять проверенного провайдера на новичка.

Рейтинг производителей России по выручке (данные 2014 г):

  • «Чебаркульское молоко»;
  • «княжеское молоко»;
  • «Мелеузовский МКК»;
  • «Валуйское молоко»;
  • ТД «Продхолдинг»;
  • Агрофирма «Верхний Услон».

Трудно сказать, какая из этих компаний является лучшим производителем. Сухое молоко – стандартизированный продукт, качество которого зависит только от соблюдения технологии.

Заключение

Потребители не воспринимают сухое молоко только как полезный продукт; однако пользуется спросом у производителей самых разнообразных продуктов питания: сыров, творога, колбасных изделий и мороженого. Организация предприятия обойдется минимум в 5 млн рублей за счет дорогостоящего оборудования. Российские производители объективно не соответствуют потребностям рынка, поэтому у новой компании есть все шансы занять прибыльную нишу.