Производство пиломатериалов как бизнес

На сегодняшний день существует широкий спектр материалов, заменяющих древесину. Несмотря на это, спрос на натуральную древесину всегда высок, что делает производство данных видов продукции прибыльным занятием. Бизнес-план производства древесины поможет решить организационные вопросы в процессе открытия проекта, не совершая ошибочных действий.

Лесной бизнес

Производство пиломатериалов как бизнес

Пиломатериалы – это продукт, полученный в результате распиловки древесины различных пород. Наиболее широко используемым сырьем в данном виде производства в Российской Федерации считается сосна. Заказчиками лесопилки являются строительные организации и частные покупатели, приобретающие следующие материалы:

  • два вида доски: сухая, мокрая;
  • облицовочные бруски;
  • оцилиндрованное бревно;
  • древесина;
  • молдинги;
  • бревно из обрезного бруса;
  • тачка.

Кроме того, судоходные компании запрашивают поддоны, а производители кабелей и энергетические компании — катушки.

Преимущества и перспективы

Создание предприятия по производству древесины имеет следующие преимущества:

  1. С каждым годом увеличивается количество людей, предпочитающих экологически чистые материалы. В первую очередь это касается натуральной древесины, используемой при строительстве жилых домов, производстве мебели и внутренней отделки. Это вызывает постоянный рост спроса на древесину.
  2. Несмотря на кризис в стране, цена на древесину никогда не понизится, что позволит лесопилке иметь стабильный доход.

Бизнес-план: с чего следует начать?

Решив открыть лесопилку, первым делом необходимо решить следующие вопросы:

  • перспективы развития компании;
  • место приобретения сырья, его наличие, стоимость и качество;
  • цены на готовую продукцию;
  • количество конкурентов и их прайс-лист;
  • средняя заработная плата работников указанного производства;
  • рентабельность бизнеса.

Кроме того, необходимо тщательно изучить рынок сбыта, спрос на услуги потенциальных партнеров, деятельность которых связана с постоянными закупками натуральной древесины. Поиск клиентов может осуществляться не только в конкретном районе, но и на соседних территориях.

Анализ рынка

Лесопилка

Самый большой запас лесных ресурсов в мире соответствует Российской Федерации. Большинство из них еще не освоено по ряду причин, поэтому рынок леса открыт для тех, кто хочет занять на нем свое место. Это касается и небольших предприятий, а также мастерских с деревообрабатывающим оборудованием.

В последние годы внутреннее потребление такой продукции в России значительно выросло, и, по прогнозам аналитиков, предпосылок для снижения темпов роста нет. Это связано с ростом популярности деревянных конструкций и увеличением объемов их строительства. При анализе рынка в конкретном регионе учитываются следующие факторы:

  • отраслевая актуальность;
  • платежеспособность населения;
  • количество конкурентов;
  • наличие сырья и его стоимость.

Оценка уровня конкуренции

Сегодня в лесопромышленном бизнесе достаточно высокий уровень конкуренции. Однако его влияние на вновь открываемые компании незначительно. Появление новых игроков на рынке лесной продукции будет продолжаться до тех пор, пока потенциал продаж этой продукции не будет исчерпан. При этом следует отметить, что заметно выигрывают те компании, производство которых расположено близко к источникам сырья.

Возможные риски и угрозы

Несмотря на то, что продукция лесопильного производства всегда пользовалась спросом у потребителя, ведение этого бизнеса может сопровождаться некоторыми трудностями. К основным относятся:

  1. Снижение спроса на готовую продукцию из-за неплатежеспособности населения в конкретном регионе. В этом случае рекомендуется формирование расширенной клиентской базы. Особое внимание следует уделить работе с заказчиками, поставляющими материал за границу.
  2. Конкуренция со стороны иностранных компаний, в основном из Китая и Финляндии. В первом случае на российский рынок поставляются большие объемы пиломатериалов из российского сырья, но по более низкой цене и лучшего качества. Обычной лесопилке сложно конкурировать с этими высокотехнологичными компаниями. Мерой противодействия в этой ситуации является обеспечение пилорамы постоянными клиентами, полностью удовлетворенными стоимостью и качеством оказываемых ею услуг.
  3. Технологические риски, связанные с использованием опасного для здоровья человека оборудования. Для предотвращения травматизма персонала необходимо закупать только качественное оборудование, своевременно его обслуживать, а также обучать сотрудников.
  4. Финансовый риск из-за высокой процентной ставки по кредиту, выданному бизнес-организации. В этом случае усилия компании по достижению суммы прибыли, необходимой для полноценной деятельности, будут сведены к нулю.

Организационные вопросы

Для запуска производства потребуется зарегистрировать лесопилку в государственных органах и заполнить все необходимые документы. Если компания планирует добывать сырье самостоятельно, потребуется разрешение на вырубку леса на конкретной территории, а также аренда этой площади. Закупка сырья у поставщиков не предусматривает таких действий.

Открытие лесопилки не требует лицензии.

Из разрешительных документов, доказывающих безопасность данного вида деятельности, потребуются заключения следующих служб:

  • санитарно-эпидемиологическая станция;
  • комитет по охране труда;
  • пожарная инспекция.

Регистрация предприятия

Лесопилку рекомендуется оформлять в форме ООО, что позволит вам сотрудничать не только с частными лицами и малым бизнесом, но и с государственными организациями. Также, находясь в подобном статусе, можно работать с зарубежными партнерами. Процедура регистрации следующая:

  • подготовка необходимых документов;
  • обращение в налоговый орган;
  • выбор системы налогообложения;
  • получение свидетельства о регистрации деятельности в течение 5 рабочих дней.

В пакет документов входит:

  • паспорт учредителя;
  • запрос на регистрацию;
  • решение о создании юридического лица;
  • устав компании;
  • оплачена квитанция государственной пошлины.

В качестве системы налогообложения лесопилки лучше всего выбрать УСН со ставкой 15% от прибыли.

При оформлении документов необходимо указать код ОКВЭД — 16.10 (Распиловка и строгание древесины).

Описание технологии производственного процесса

Производство древесины происходит в несколько этапов:

  1. Транспортировка и приемка сырья.
  2. Проводится сушка, способ которой зависит от конкретной породы древесины и способа ее дальнейшей обработки.
  3. Если бревна промерзли, их подвергают прогреву, что обеспечивает беспрепятственное снятие коры.
  4. Для облегчения процесса распиловки сырье классифицируют по породам.
  5. На специальном оборудовании осуществляется распил сырья, а также его раскрой и обрезка.
  6. При необходимости готовые изделия обрабатывают средствами защиты.
  7. Перед перемещением на склад пиломатериалы сортируются по длине и сортам, маркируются и проверяются на соответствие стандартам качества.

Помещение под цех

Для запуска производства необходим участок площадью не менее 3000 м2 с примыкающими к нему подъездными путями, предназначенными для автомобилей-лесовозов. В случае самостоятельной добычи сырья арендованный участок должен располагаться недалеко от участка, где будет производиться рубка. Этот вариант значительно удешевит транспортировку.

Предприятию потребуется помещение следующего назначения:

  • производство древесины;
  • хранение готовой продукции (закрытый склад);
  • выполнять погрузочно-разгрузочные работы;
  • переговоры с клиентами и подготовка соответствующей документации.

Кроме того, вам понадобится помещение для личных нужд персонала, санузел с душем и санузлом. Высота потолков производственных и складских помещений не менее 5 метров. Оснащение помещений должно соответствовать требованиям противопожарной службы, наличие огнетушителей обязательно. Из всех подключенных коммуникаций особое внимание следует уделить электрической сети: ее качеству, надежности и способности выдерживать значительные нагрузки, так как мощность некоторого лесопильного оборудования достигает 50 кВт/ч.

Покупка оборудования

Лесопильное оборудование

Оборудование для пилорамы следует приобретать только после того, как предприниматель определит, какую именно продукцию он планирует производить. От этого будет зависеть специфика выполняемых в производственном процессе операций. Для самостоятельной добычи сырья количество необходимого оборудования будет увеличено. Кроме того, потребуются дополнительные установки для переработки отходов производства в целях реализации. Для производства пиломатериалов потребуются следующие виды оборудования:

  • магнитофон или магнитофон;
  • каркасные машины;
  • приспособление для обрезки кромок;
  • многопильные станки;
  • установка для заточки пил;
  • сушильная камера;
  • агрегаты для брикетирования из промышленных отходов;
  • бензопилы и ручные пилы с разной формой зубьев;
  • погрузочно-разгрузочное оборудование.

Покупка полностью укомплектованной производственной линии будет намного выгоднее, чем покупка каждого станка по отдельности.

Поиск поставщиков сырья

Существует два способа получения сырья:

  • самостоятельная заготовка на арендованном лесном участке;
  • закупка готового сырья надлежащего качества у поставщиков.

Чтобы исключить простои в работе лесопильного завода, необходимо организовать непрерывную подачу сырья. Поэтому при выборе места для размещения производства стоит отдать предпочтение территориям с доступными лесами, так как на большей части территории РФ их рубка и вывоз сопряжены с определенными трудностями.

Формирование кадрового состава

В штат лесопилки входят следующие работники:

  • руководитель;
  • бухгалтер;
  • специалист, отвечающий за закупку сырья и реализацию готовой продукции;
  • менеджер магазина;
  • каркасный рабочий;
  • ремонтник;
  • очиститель;
  • обслуживающий персонал;
  • водитель.

Количество сотрудников должно соответствовать масштабу компании.

Финансовые расчеты

продажа древесины

Рентабельность пилорамы и ее прибыльность определяются следующими факторами:

  • сумма инвестиций;
  • качество и мощность производственного оборудования;
  • сумма ежемесячных расходов;
  • объемы продаж;
  • бесперебойная работа.

Размер стартового капитала будет зависеть от типа лесопилки и планируемых масштабов производства. При расчете финансовых показателей следует учитывать их возможное несовпадение в разных регионах.

Инвестиции в проект

Первоначальные инвестиции в проект включают следующие расходы:

  • журнал активности — 25 000;
  • арендная плата — 140 000;
  • закупка оборудования — 1 500 000;
  • строительство зданий и ангаров для работы компании – 400 000;
  • закупка первой партии сырья — 500 000;
  • рекламная кампания — 50 000.

Общая сумма начального капитала составит 2 615 000 рублей.

Текущие расходы

Ежемесячные расходы включают в себя:

  • аренда земли — 140 000;
  • зарплата работника — 250 000;
  • коммунальные услуги — 30 000;
  • закупка сырья — 500 000;
  • реклама — 15 000;
  • прочие расходы — 25 000.

Сумма расходов в месяц составит 960 000 руб.

Доходы от продажи пиломатериалов

За одну смену на современном оборудовании лесопилка сможет выпускать 25 кубометров продукции, соответственно в месяц – 750 кубометров (25 х 30). Средняя цена одного куба составляет 1 800 рублей, значит, ежемесячный доход компании составит 1 425 000 рублей.

Прибыль и расчет рентабельности

Разница между ежемесячными доходами и расходами:

1 425 000 — 960 000 = 465 000 руб.

Сумма налога по ставке 15% от прибыли:

465 000 х 0,15 = 69 750 руб.

Чистая прибыль лесопилки составит:

1 425 000 — 960 000 — 69 750 = 395 250 руб.

Рентабельность проекта:

395 250/1 425 000 = 27,7%.

Первоначальные инвестиции в открытие лесопилки могут быть полностью амортизированы в течение 7 лет.