Что такое Франшиза

Франшиза — это право работать под брендом компании и использовать ее бизнес-модель: технологии, бизнес-процессы, опыт.

Представьте себе, что начинающий предприниматель хочет открыть свой бизнес, но боится неудачи и потери денег. Купите известную кофейную франшизу и станьте франчайзи. Это означает, что он может использовать название компании, фирменный стиль, меню и интерьер.

Франчайзер является владельцем бизнес-модели, права на которую приобретаются. Поможет правильно выбрать помещение, даст контакты поставщикам оборудования и продукции. Остается только зарегистрироваться в Налоговом управлении, нанять и обучить сотрудников.

Мы расскажем, что такое франшизы, как оценить риски и почему может быть дешевле открыть собственный бизнес.

Виды франшизы

В зависимости от типа бизнеса существуют разные типы франшиз.

Товары. Получатель франшизы получает право продавать товары, которые франчайзер продает или производит. Например, франчайзер магазина с фиксированной ценой предлагает партнерам продать готовый ассортимент предметов домашнего обихода.

Как самому открыть розничный магазин

Услуга. Покупатель получает право оказывать услуги под брендом франчайзера. Так работают сайты, салоны красоты, медицинские лаборатории.

Производство. Франчайзер передает право на продажу продукции под собственной торговой маркой. Например, кофейня может купить рецепт круассана в соседней пекарне, чтобы испечь его и продать дома.

Из чего состоит франшиза

Бренд. Франчайзи не нужно вкладывать средства в продвижение для повышения узнаваемости бренда: приобретая франшизу, он получает известное имя и репутацию франчайзера, над которыми предприниматель работал годами. Соглашение между партнерами дает франчайзи право работать с чужим брендом.

Бизнес модель. Франчайзер расскажет, как организован бизнес изнутри: передаст стандарты работы, технологии производства или продаж и поделится опытом. Здесь важны все детали: от правил найма и обучения персонала до планировки и отделки помещения.

Проверять. Франчайзер рискует при передаче бренда: неопытный бизнесмен может навредить репутации компании. Следовательно, невозможно вести бизнес наугад: франчайзер проверяет соответствие стандартам и может отказаться от договора.

Как франчайзеры оценивают работу партнеров:

  1. Они проводят проверки: официальные и с помощью тайных покупателей.
  2. Вводятся KPI: партнеры, показавшие лучшие результаты, получают бонусы, а не соблюдающие норму — штрафы.
  3. Автоматизация бизнеса. Все точки франшизы подключены к CRM: база позволяет отслеживать бизнес-процессы и денежные потоки франчайзи.

Крупные франчайзеры дорожат своей репутацией, поэтому всегда стараются контролировать процессы. Если у владельца бренда нет требований к франшизе, это повод задуматься о качестве франшизы.

Сколько стоит франшиза

Окончательная стоимость франшизы складывается из единовременной выплаты, роялти и стартовых инвестиций. Мы расскажем, что это такое.

Общая сумма. Фиксированная сумма, которая выплачивается при заключении договора. Размер зависит от репутации бренда и количества услуг, предоставляемых партнером. Сюда могут входить должностные инструкции, стандарты работы, оборудование, рекламные материалы, обучение и информационная поддержка. Чем больше предметов во франшизе, тем выше ее цена.

Иногда нет необходимости платить фиксированную плату. Например, когда вы покупаете продукт по франшизе, получатель франшизы покупает продукты для последующей продажи. Франчайзер учитывает дополнительные расходы партнера и освобождает его от комиссии.

Роялти. Платежи, которые выплачиваются в течение срока действия контракта. Роялти — это стоимость текущего обслуживания: использование бренда, обслуживание CRM, реклама, обновление стандартов.

Что такое CRM и как он помогает компании зарабатывать деньги

Размер гонорара зависит от типа франшизы. Платежи могут быть:

  1. Фиксированный. Партнер должен регулярно платить установленную сумму.
  2. Плавающий. Партнер выплачивает процент от продаж или прибыли. При работе по агентской модели, когда партнер только ищет клиентов, а владелец предоставляет товары и услуги, гонорары могут составлять более 50% от прибыли.

Первоначальные вложения. Чтобы начать бизнес, нужны вложения: придется покупать товары и расходные материалы, заказывать оборудование, платить зарплату сотрудникам. Франчайзер рассчитывает необходимую для запуска сумму и указывает ее в оферте.

Примеры франшиз

Несколько популярных франшиз в России:

  1. Fit Service — сеть автосервисов. Партнеры компании открыли 230 станций, еще 116 готовятся к открытию. Первоначальные вложения: от 2,5 до 12 млн руб.
  2. «In vitro». Это бренд медицинской компании, насчитывающей 366 партнеров. Первоначальные вложения: от 1 до 5 млн руб.
  3. Корица. Международная сеть пекарен, продающая булочки с корицей. В России открыто более 150 партнерских точек. Первоначальные вложения — от 4,5 млн руб.

McDonald’s, сеть ресторанов быстрого питания, начала продавать свою первую франшизу, которая теперь является крупнейшей франшизой в сфере общественного питания в мире. В мире более 38 000 ресторанов: 90% принадлежат независимым партнерам.

Плюсы и минусы франшизы

Плюсы и минусы зависят от условий конкретной франшизы — у каждого франчайзера свои условия. Но есть объективные преимущества:

  1. Возможность начать бизнес с нуля. Партнеру не нужно разрабатывать и реализовывать идею самостоятельно — они получают готовый бизнес с известным именем, которое точно работает. Это хороший вариант для молодых предпринимателей и для тех, кто хочет попробовать свои силы в новой сфере.
  2. Если возникнут проблемы или компания понесет убытки, вы можете обратиться к франчайзеру — он поможет найти причины и решить проблемы.

У франчайзинга есть недостатки:

  1. Начать бизнес по франшизе дороже — вам придется не только потратить деньги на запуск, но и платить фиксированную плату и роялти.
  2. Для предпринимателей, которые привыкли принимать решения самостоятельно, система контроля над компанией не подходит. Придется согласовывать все нюансы с франчайзером, даже запускать рекламную кампанию. Дополнительным минусом является то, что партнер будет проверять соблюдение норм труда и проводить проверки.

Некоторые исторические предприниматели покупают франшизу в смежной области, чтобы улучшить свой бизнес. Они набираются опыта, смотрят на чужие решения и модели, задают вопросы франчайзеру.

Где искать франшизу

Найти франшизу можно тремя простыми способами: на веб-сайте компании, если вы знаете, какую франшизу хотите купить, в онлайн-каталоге или на офлайн-выставке.

На сайте франчайзинговой компании. Здесь размещена самая точная и актуальная информация, есть форма для связи с представительством компании. Обычно компании размещают на своих веб-сайтах конкурентные преимущества, чтобы потенциальный получатель франшизы мог оценить, подходит ли им франшиза.

Информация о франшизе с фиксированной ценой Конкурентные преимущества на странице франшизы с фиксированной ценой

Добросовестные франчайзеры открыто публикуют информацию о предложениях и контактах. Хаотичная информация, отсутствие обратной связи и методов обратной связи вызывают сомнения в надежности потенциального партнера.

Онлайн-агрегаторы и сайты-каталоги. Удобно, если вы еще не определились с франшизой: вы можете фильтровать предложения по типу деятельности и сравнивать разные предложения.

Каталог франшиз на сайте franshiza.ru Каталог франшиз от franshiza.ru — вы можете открыть категорию по интересам или список всех франшиз

Оффлайн выставки. На мероприятии можно осмотреть оборудование и сразу пообщаться с представителями компании. Но такие выставки проводятся нечасто, а чаще в крупных городах.

Как выбрать франшизу

Слово «франшиза» может скрывать финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и другие сомнительные предложения. Вот несколько критериев, которые помогут вам выбрать надежного франчайзера.

История компании. Уточняйте, сколько лет бренду, читайте партнерские отзывы. Если компания недавно начала продавать франшизу, модель, скорее всего, еще грубая. Неопытному франчайзи будет сложно.

Юридическая чистота. Добросовестная компания не имеет долгов, имеет хорошо продуманную сделку с аффилированным лицом и зарегистрированный товарный знак. Такой франчайзер открыто предоставляет любую информацию о франшизе и заинтересован в общении с партнерами.

Уровень поддержки. Хорошая франшиза включает в себя все, что вам нужно, чтобы начать и вести успешный бизнес: как правило, чем больше услуг включено в предложение, тем умнее бизнес и безопаснее сотрудничество.

Если один из пунктов отсутствует, значительно возрастает риск потерять деньги.

Как купить франшизу

Условия покупки каждая компания устанавливает самостоятельно. Но есть общая схема действий:

  1. Шаг 1. Оставьте заявку на сайте франчайзера или на странице каталога франчайзинга.
  2. Шаг 2. Свяжитесь с представителем бренда и уточните условия сотрудничества.
  3. Шаг 3. Изучите договор: это важно, поэтому лучше всего обратиться за консультацией к юристу.
  4. Шаг 4. Назначьте встречу с франчайзером и обсудите детали сотрудничества.
  5. Шаг 5. Заключите договор, заполните другие необходимые документы.
  6. Шаг 6. Выплатите единовременно.

Иногда аффилиаты проходят этапы отбора: собеседования и внутрифирменное обучение. Это тоже признак добросовестности компании: контракт заключается только с ответственными и компетентными партнерами, которые не испортят коммерческую репутацию бренда.

Договор франшизы

В российском законодательстве нет термина «франчайзинг» и правил договора франчайзинга. Поэтому они используют разные формы заключения договоров между партнерами.

Договор коммерческой концессии — DCC. По нему правообладатель передает право использования товарного знака и других объектов исключительных прав, например, секретов производства. Это самый популярный вид договора франчайзинга, поскольку он дает покупателю широкий спектр прав. Договаривающимися сторонами могут быть только индивидуальные предприниматели или юридические лица.

О правах и обязанностях в рамках ДКК — в гл. 54 ГК РФ

Договор коммерческой концессии может быть оформлен как разовый акт, так и пакет различных договоров.

Если у франчайзера нет зарегистрированного товарного знака или одна из сторон является физическим лицом, заключаются другие виды договоров: лицензионные или агентские.

Лицензионное соглашение. Часто заключают при передаче прав на использование приложений, сайтов. Прописать все условия сотрудничества по такому договору невозможно, поэтому франчайзеры заключают договора на каждую услугу отдельно. Например, для работы над продуктом франшизы подписывается договор на поставку, а для обучения — договор на обслуживание.

Агентский договор. Они заключают, что франчайзи занимается продажей, а товары и оборудование принадлежат франчайзеру.

Проблемы франчайзинга

Нет никаких гарантий успеха. Выбор известного бренда с хорошей репутацией и строгим соблюдением инструкций франчайзера поможет снизить ваши риски.

Специфика рынка в разных регионах. Есть вероятность, что успешный бизнес в одном регионе не будет востребован в другом. Перед покупкой франшизы необходимо проанализировать рынок и спрос.

Риск покупки фиктивной франшизы. Иногда мошенники продают франшизы. Чтобы избежать обмана и сотрудничества с недобросовестными компаниями, необходимо детально изучить информацию о компании и условиях договора.

Регулярные выплаты франчайзеру. Скорее всего, в первые несколько месяцев бизнес не будет приносить прибыль, но платить роялти все равно придется. Начинающим предпринимателям стоит помнить об этом и правильно оценивать свои сильные стороны.

Что важно запомнить

  1. Франшиза — это способ начать бизнес под брендом существующего бизнеса.
  2. Начать бизнес по франшизе проще, чем с нуля, но это дороже.
  3. Партнеры часто заключают договор коммерческой концессии, поскольку он дешевле и предлагает больше возможностей для франчайзи. Но есть и альтернативные виды договорных отношений.