Бизнес-план магазина семян

Спрос на семена овощных культур, зелень и декоративные растения постоянно высок. Этой продукцией интересуются дачники, любители «мини-садов» на балконах и фермах.
Краткое описание бизнес-идеи, её актуальность
Рынок семян в нашей стране постоянно растет: все больше жителей любят выращивать натуральные продукты и цветы для своего огорода. Высокий спрос на этот товар сделает бизнес по продаже специализированных товаров очень прибыльным.
Преимущества и недостатки открытия магазина семян
Основным преимуществом семенного магазина является его востребованность среди потребителей, а основным недостатком бизнеса — ярко выраженная сезонность. Пик продаж в таком заведении приходится на период с февраля по апрель, есть еще «пиковые дни» — это пятница и суббота.
Если правильно составить бизнес-план семенного магазина и правильно продумать маркетинговую стратегию, завод полностью оплачивает общие годовые затраты в течение сезона и получает значительную прибыль.
Что нужно учесть до запуска проекта?
Потенциальному предпринимателю следует быть готовым к сезонным колебаниям прибыльности бизнеса. Повышать рентабельность предприятия рекомендуется начинать после окупаемости проекта (в среднем — через 1 год после старта). Этого можно добиться, открыв интернет-магазин товаров для сада и увеличив ассортимент предлагаемой продукции, а также предоставив дополнительные услуги, предоставив профессиональные консультации по выращиванию сельскохозяйственных культур, проведя мастер-классы.
Анализ рынка и уровня конкуренции в данной нише
Сегодня на рынке розничной торговли семенами работает много компаний. Чтобы выгодно отличаться друг от друга, важно предлагать качественный товар в широком ассортименте, при этом самый популярный товар всегда должен быть в наличии.
Консультативная поддержка также важна для многих: почти на каждом мешке с семенами есть инструкции по посадке, но магазин выиграет много раз, если продавец сможет полностью проконсультировать покупателя по выращиванию проданной продукции.
Самые успешные магазины идут еще дальше, организуя, если позволяет территория возле заведения, мини-демонстрационные сады с образцами культур, выращенных из предложенных семян.
Бизнес-план магазина семян: пошаговая инструкция
Регистрация деятельности
Вы можете выбрать любой формат для регистрации своего бизнеса: ИП или ООО. Второй вариант предпочтительнее, если бизнес организуется не один, а с партнером, а также если планируется открытие целой сети магазинов.
При выборе системы налогообложения останавливаются на патенте, если площадь торговой точки не превышает 50 кв.м., а в ассортименте присутствует только основной перечень товаров. При более просторном магазине, а также если вы планируете продавать весь ассортимент садовой и огородной продукции, лучше выбирать ЕНВД.
Наиболее подходящий код ОКВЭД для розничной торговли семенами, цветами и другими растениями, удобрениями — 52.48.32.
Если открытие семенного магазина планируется в отдельном помещении, а не в составе торгового центра, потребуются контракты с поставщиками коммунальных услуг и компанией по сбору твердых отходов, а также разрешение от пожарной команды.
Поиск помещения
Правильное расположение магазина напрямую влияет на его прибыльность в будущем. Желательно открывать магазин:
- на городском рынке;
- в шаговой доступности дачные или садовые кооперативы;
- в торговых центрах строительно-экономического профиля;
- на окраине города.
Поскольку такой магазин практически всегда находится далеко от центра города, стоимость аренды помещения невысока. Наличие целевой аудитории будет достаточно, если магазин будет в месте регулярного проезда дачников. Торговую точку необходимо оформить в презентабельном стиле.
В теплое время года при нехватке средств возможна установка временной беседки.
Покупка торгового оборудования
В зависимости от того, что будет продаваться в магазине, состав необходимого торгового оборудования будет разным. В любом случае вам потребуются стеллажи и витрины, кассовое оборудование. Если вы планируете продавать весовые семена (например, семена газонных трав) и другие весовые продукты (удобрения), вам потребуются весы.
Стол и стул следует покупать у продавца. Обязательный «Уголок покупателя» с ксерокопиями регистрационных документов, телефонов контролирующих органов.
Подбор персонала
Процессом переговоров должен руководить компетентный консультант по продажам, который:
- эксперт в ассортименте предлагаемой продукции;
- имеет представление о сортах и видах семян, особенностях выращивания тех или иных культур;
- дружелюбный к клиентам.
Вначале предприниматель может работать продавцом-консультантом. Но и без этого он должен разбираться в предмете, чтобы постепенно всему обучать наемный персонал.
Вы можете вести бухгалтерию самостоятельно или пригласить стороннего специалиста, оформив сотрудничество с ним в формате аутсорсинга. Лучше всего доверить охрану магазина ЧОП, установив в помещении «тревожную кнопку». Продавец может содержать рабочее место в чистоте.
Заключение договоров с поставщиками семян
Бизнес будет успешным, если вы будете предлагать покупателям только продукцию высокого качества, поэтому вам нужен хороший оптовый поставщик семян, который выдает сертификаты качества на всю продукцию. Если семена проходят дополнительную химическую или биологическую обработку в рамках предпродажной подготовки (это допускается по ГОСТ 12036), они должны иметь соответствующую документацию.
При выборе поставщика нужно учитывать:
- достаточный ассортимент семян и других товаров;
- возможность доставить семена в магазин (или предоставить возможность доставить товар самостоятельно);
- если в регионе есть конкуренты, лучше всего обратиться к поставщику, который с ними не сотрудничает, чтобы ассортимент семян не повторился.
Рекомендуется сначала закупить небольшие тестовые партии продукции у разных поставщиков и на основании результатов продаж и отзывов покупателей решить, с кем подписать долгосрочное соглашение о сотрудничестве.
В дальнейшем вы можете заказать у поставщика, упаковав семена в фирменную упаковку, характерную для вашего магазина. Это положительно скажется на имидже заведения.
Формирование ассортимента: разнообразие сортов
В магазине можно продавать:
- семена растений;
- готовые саженцы и саженцы деревьев и кустарников;
- садовый инвентарь — большой (грабли, лопаты), малый (ножницы, ножи) и недорогой электрический (пилы, триммеры);
- удобрения и другие сопутствующие товары.
В ассортименте должны быть семена всех распространенных культур, пригодных для выращивания в регионе: овощи, бахчевые, кормовые, цветы, декоративные растения — по 10-20 видов каждой позиции. Было бы полезно предложить семена всех категорий:
- оригинал — производится хозяйством происхождения;
- элитные — полученные из культур, выращенных из оригинальных семян;
- репродуктивные — получены из элитных культур.
Кроме того, своей чистотой отличаются три (для некоторых культур — два) сорта семян. Все должно быть выставлено на продажу.
Маркетинг и реклама
Наиболее эффективные рекламные инструменты для семенного магазина: заметные вывески, распространение листовок и реклама в местных СМИ. После этого вы можете открыть интернет-магазин — это будет не только дополнительная торговая площадка, но и своеобразный каталог товаров.
Финансовые расчёты
Инвестиции в проект
Первоначальная стоимость корпуса составит (в тысячах рублей):
- регистрационные расходы — 50;
- аренда помещения на период ремонта — 25;
- ремонт — 100;
- покупка торгового оборудования — 100;
- начальная рекламная кампания — 50;
- покупка первой партии товара — 100;
- резерв на непредвиденные расходы — 20.
Итого 445000 руб.
Текущие расходы
Ежемесячные затраты составят (в тысячах рублей):
- аренда помещений — 25;
- купюры — 10;
- заработная плата персонала — 25;
- покупка новых товаров — 80;
- поддерживающая рекламная кампания — 10;
- резерв — 10.
Итого 160 000 руб.
Доходы от продаж, подсчёт прибыли и рентабельность магазина
Наценка на семена составляет сотни процентов, и поэтому, несмотря на невысокую стоимость единицы продукции, высокая маржа и высокий оборот в зимне-весенний период позволяют компании зарабатывать до 200 тыс. Руб. В месяц. (При среднем уровне надбавка 200 руб и кол-во покупателей в день 30).
Рентабельность магазина по продаже семян составит 20%, средний срок окупаемости ящика — 1 год.
Даже магазин, предлагающий только семена, принесет ощутимую прибыль. Тем прибыльнее будет заведение с целым ассортиментом товаров для сада и огорода. Стоимость его создания выше из-за увеличения первоначальных затрат на закупку продукции, но выручка будет гораздо более ощутимой из-за большей привлекательности для посетителей.