Сколько зарабатывают разработчики игр в России, Беларуси и Украине

Какая средняя зарплата на рынке у разработчиков игр, сколько среди них женщин, влияет ли высшее образование на зарплату? На эти и многие другие вопросы отвечает новый обзор зарплат от Talents In Games и App2Top.ru.

Методология

С октября по декабрь 2020 года через форму Google проводился опрос русскоязычных разработчиков игр. Ссылка на форму опроса распространялась через App2Top.ru и различные специализированные группы в социальных сетях. На основании полученных ответов было подготовлено следующее резюме. В части, посвященной заработной плате, указаны только медианные значения.

Общая информация по исследованию

в опросе приняли участие 1379 человек. Большинство респондентов работают в России (74% или 1021 человек). Также среди респондентов было достаточно представителей Украины (10,9% или 150 человек) и Беларуси (9,6% или 133 человека).

В опросе большинство ответов поступило от художников (25,4%), гейм-дизайнеров (21,9%) и программистов (12,5%).

Часть первая: пол, возраст, образование, стаж и английский язык как зарплатные факторы

Пол разработчика

Игровая индустрия в СНГ по-прежнему преимущественно мужская. Только 34,1% женщин в отрасли%.

Пропорция сильно зависит от той или иной специальности. Например, среди программистов игр их всего 8%. Абсолютное большинство топ-менеджмента игровых компаний России, Белоруссии и Украины (87,9%) также мужчины.

О равном представительстве мужчин и женщин можно говорить только в рамках различных игровых профессий. Среди художников женщины составляют 47%, а среди специалистов по развитию бизнеса — 44,4%.

Женщины преобладают только в двух сферах, помимо финансов и офисной работы. Речь идет о человеческих ресурсах и связях с общественностью. В первом женщины составляют 95,2%, во втором — 83%.

Что касается средней зарплаты, то она у женщин во всей русскоязычной игровой индустрии обычно на 25% ниже, чем у мужчин (например, программист при общем равенстве, по данным, получает меньше, как и женщина-программист), художница).

Возраст разработчика

Только 19,8% разработчиков моложе 25 лет. Большинство людей в возрасте от 25 до 34 лет (63,9%) работают в промышленности. Условных «ветеранов» старше 45 лет очень мало, чуть более 2%.

В целом это соотношение справедливо для основных специальностей (программисты, художники, геймдизайнеры). Проценты могут отличаться, но незначительно.

Однако есть исключения:

  • среди руководителей старшего звена значительно больше людей старше 35 лет, чем в отрасли в целом. Доля людей в возрасте от 35 до 44 лет в этой сфере достигает 31%. Около 7% топов старше 45 лет. Но молодежи почти нет (3,4%);
  • несколько похожая ситуация с игровыми кадровиками. Доля молодежи (до 24 лет) совсем невелика (11,1%). В свою очередь, много сотрудников в возрасте от 25 до 34 лет (70%), 6,4% представителей профессии старше 45 лет;
  • специалисты по развитию бизнеса представлены всего двумя возрастными группами от 25 до 34 лет (55,6%) и от 35 до 44 лет (44,4%);
  • специалистов сообщества и поддержки, в основном в возрасте 25-34 лет. Среди них очень мало (на уровне 10%), как тех, кто моложе, так и тех, кто старше.

Из любопытства. Число аналитиков среди лиц старше 34 лет невелико. 82,5% специалистов в этой области еще далеко до 40 лет. Здесь нет людей старше 45 лет.

Существует статистическая зависимость средней заработной платы от возраста. Пик зарплаты получают специалисты от 35 до 44 лет.

Образование

Высшее образование имеют 71,9% опрошенных. С небольшими изменениями это верно для каждого игрового сегмента. Например, среди программистов людей с высшим образованием таких же 71%.

На общем фоне выделяются:

  • специалисты поддержки: только 62,1% сотрудников имеют высшее образование;
  • художники: среди них доля дипломантов также заметно ниже — 63,7%;
  • топ-менеджеры: среди них больше лиц, окончивших вузы — 84,4% (и это далеко не все, 17,2% имеют более двух высших образований);
  • аналитики – 85% из них имеют высшее образование (дополнительно 7,5% имеют ученую степень);
  • маркетологи: 86,2% имеют высшее образование;
  • пейджеры: 88% имеют высшее образование;
  • специалисты по развитию бизнеса – среди них самая высокая доля лиц с высшим образованием – 95%.

Больше перевес там, где необходимы для работы знания, которые можно получить только на достаточном уровне в высших учебных заведениях. Исключение составляют топы, которым требуется высшее образование для получения и сохранения опыта.

Прямой связи между уровнем образования и заработной платой нет, но есть очевидная корреляция: чем она выше, тем выше медианная заработная плата.

Профессиональный опыт

В опросе участвовали специалисты с совершенно разным профессиональным опытом. Единой доминирующей группы нет. Разве что чуть больше людей со стажем менее года и людей с трехлетним стажем.

Существует корреляция между ценностью профессионального опыта и средней заработной платой. Чем больше человек работает, тем выше ставка. Однако в интервале от семи до девяти лет намечаются небольшие колебания. И справедливо будет сказать, что медианная зарплата игорного специалиста с 7-9-летним стажем остается на уровне $2000. При этом средний гонорар для «ветеранов» разработки игр составляет уже около 2400 долларов.

Время работы в компании

Ситуация со стажем работы на текущем рабочем месте свидетельствует о высокой текучести кадров на рынке труда. Большая часть опрошенных, 39,4%, сменили место работы менее года назад, еще 18,4% работают около года.

Только 16,2% сотрудников игровой индустрии работают в своей нынешней компании 4 года и более.

Количество оплачиваемых рабочих мест

Большинство респондентов работают по совместительству (88,2%). Доля специалистов, занятых в различных компаниях, невелика. Хотя вариант с двумя работами вряд ли можно назвать крайне редким (8,8%).

Такая ситуация характерна для всей отрасли. Только локаторы серьезно удалены от общей картины. 22,2% из них работают одновременно на двух местах и ​​11,1% — на трех.

Уровень английского и его влияние на зарплату

Знание английского языка в отрасли оставляет желать лучшего. Лишь 41% опрошенных имеют уровень английского языка Upper-intermediate (B2), необходимый для общения на профессиональные темы, и выше.

Существует прямая зависимость между уровнем английского и средней зарплатой. Чем выше уровень владения языком в группе, тем выше заработная плата этой группы. Свободное владение английским языком (владение С2) само по себе вряд ли обеспечит высокую зарплату, но может этому способствовать.

При этом 67,3% опрошенных указали, что используют английский язык в своей работе. Это также говорит о высоком спросе на английский язык в отрасли.

Часть вторая: игровые специальности и зарплата

Средняя зарплата по всему русскоязычному сегменту

Средняя зарплата для всей русскоязычной индустрии составляет 1211 долларов. Это сильно зависит как от страны, так и от города.

Например, в России средняя зарплата по стране самая низкая. Это 1080 долларов. Однако в регионах она значительно ниже.

Российскую разработку нельзя назвать существенно распространенной. Большая часть (61,1%) персонала работает в столицах: Москве и Санкт-Петербурге. Промышленные «центры» других городов значительно уступают им в размерах.

Средняя зарплата игрового специалиста в Беларуси выше: 1500 долларов. В то же время это еще и медиана Минска. А вот в регионах Беларуси медиана находится на уровне 600 долларов, но здесь важно сделать два уточнения: 94% белорусской промышленности сосредоточено в столице, и количество ответов региональных специалистов было достаточно небольшим, чтобы репрезентативная выборка (около десяти).

Что касается Украины, то здесь средняя зарплата по стране также составляет 1500 долларов. То же самое в Киеве. Однако в регионах она находится на уровне $1400. Также важным отличием от Беларуси является значительное распространение игорного сектора по всей стране. В Харькове работает 24,7% специалистов, во Львове почти 7.

Программисты (174 профиля)

Средняя зарплата программиста игр в регионе составляет 1620 долларов. В целом в России меньше, чем в Белоруссии или Украине.

Самый высокий средний показатель у Frontend-специалистов. Также на всех уровнях (младшем, среднем и т д.) они получают больше, чем их сверстники.

Бэкенд-программисты отстают от них по средней зарплате, но в одном конкретном исследовании смещение произошло из-за большого количества бэкенд-младших, участвовавших в исследовании.

Большинство опрошенных разработчиков игр используют C# в своей работе. Но при этом исключительно шарпом пишут 39,3% опрошенных. Второй по популярности язык — C++. Кодированием в нем занимаются 9,8% опрошенных специалистов.

Учитывая распространенность C#, неудивительно, что лучшим движком для большинства респондентов был Unity (65,3%). На втором месте с большим отрывом Unreal Engine (8,3%).

При этом средняя зарплата программиста, работающего с Unreal, теперь выше. Это 2024 доллара. Средний гонорар разработчика Unity составляет 1400 долларов.

Мы также отмечаем:

  • 54,8% программистов заявили, что их желаемый уровень заработной платы составляет 3000 долларов США;
  • 92% программистов в игровой индустрии — мужчины;
  • четверть программистов, занятых в разработке игр, моложе 25 лет;
  • 71,1% программистов имеют высшее образование.

Художники (351 профиль)

В целом по рынку средняя зарплата артиста в СНГ составляет 942 доллара. Столько же в России. В Беларуси чуть меньше. Однако в Украине, где многие отдают на аутсорсинг западным компаниям, медиана выше и составляет 1230 долларов.

Заработная плата 2D-художников варьируется от 300 до 2500 долларов в месяц. Однако медиана рынка ближе к нижнему значению. Это 700 долларов. Однако специалисты более высокого уровня могут смело рассчитывать на более чем $1300.

3D-художники получают больше, чем 2D. Их средняя зарплата составляет около $900, в то время как специалисты среднего звена в половине случаев получают более $1010. Максимальная зарплата для 3D-медиа составляет 1600 долларов. Выше ставки только у самых опытных и профессиональных сотрудников.

Зарплаты аниматоров и концепт-художников практически одинаковы. А вот у технических художников в нашем опросе зарплата оказалась намного выше, чем у них, и составила почти полторы тысячи долларов.

Зарплата графического дизайнера немного отличается от зарплаты 2D-художника. Медианные гонорары рядовых специалистов в 50% случаев не достигают $1000, а потенциальные клиенты могут рассчитывать на $1500.

Совсем другая ситуация с художниками интерфейсов и специалистами по графическим эффектам. Средняя зарплата и у первого, и у второго на несколько сотен долларов выше. Что касается ведущих художников в этих областях, половина из них зарабатывает более 2000 долларов в месяц.

Последние получают на уровне арт-продюсера, чья средняя зарплата, согласно опросу, составляет 2153 доллара.

Мы также отмечаем:

  • 42% художников сказали, что хотели бы зарплату в 1800 долларов;
  • 47% игровых художников — женщины;
  • 16% игровых художников отметили, что работают в нескольких местах;
  • только 63,7% художников имеют высшее образование.

Геймдизайнеры (303 профиля)

Самая высокая медианная зарплата геймдизайнеров в Беларуси. Там 1500 долларов. Кроме того, относительно всего русскоязычного региона в Украине достаточно высокая зарплата с показателем в $1300. Это примерно столько же, сколько в российских столицах. Что касается российского региона, то медиана по всей стране меньше тысячи долларов.

В ходе исследования гейм-дизайнеры были разделены на универсалов (Game Designers), нарративных дизайнеров (Narrative Designers), левел-дизайнеров (Level Designers), технических дизайнеров (Technical Designers) и UI/UX-дизайнеров (здесь важно не путать).

Большинство из них оказались геймдизайнерами общего профиля (57%), чего и следовало ожидать. Как правило, наши специалисты этой профессии решают множество задач совершенно разного типа. Эксклюзивная специализация на какой-то конкретной функции (например, на левел-дизайне) более характерна для крупных корпоративных гигантов, которых на русскоязычном рынке не так много.

Подающий надежды генеральный гейм-дизайнер не может рассчитывать на то, что в половине случаев он заработает более 613 долларов. При этом медианная зарплата руководителя команды геймдизайна уже составляет 2040 долларов.

Разница в доходах специалистов-нарративистов, в число которых часто входят и сценаристы, разного уровня не столь значительна. Если медианная зарплата новичка составляет 915 долларов, то для «старшего» — всего 1211 долларов.

Большой разницы в зарплатах между специализациями нет. В целом средняя зарплата среднестатистического геймдизайнера вне зависимости от профиля составляет около тысячи долларов. Единственное исключение — UI и UX дизайнер. Получите более $1400 в 50% случаев.

Мы также отмечаем:

  • 73% гейм-дизайнеров — мужчины;
  • более 60% специалистов в этой области – люди в возрасте от 25 до 34 лет;
  • 69,4% геймдизайнеров имеют высшее образование.

Старшие менеджеры (59 профилей)

Самая богатая группа респондентов. В ответах некоторые указывали размер месячного заработка в районе $40-60 тыс в месяц. Около десяти человек указали, что их зарплата составляет $12-18 тысяч. При этом медиана для русскоязычного рынка составляет около 4000 долларов.

Здесь важно понимать, что под топ-менеджерами подразумевались как директора и генеральные директора, так и учредители компании, а также производители в целом.

Несмотря на принципиально разные должности, огромной разницы в медианных зарплатах между ними не было. Стоит только отметить, что CEO и CMO в среднем получают больше, а директора по геймдизайну и руководители по разработке — меньше.

Примечание:

  • 37,9% топ-менеджеров старше 34 лет, то есть это одна из самых «возрастных» групп в отрасли;
  • среди первых процент женщин очень мал: всего 12,1%;
  • также среди них самый высокий процент людей отрасли с двумя и более исследованиями (17,2%).

Менеджеры среднего звена (97 профилей)

Средняя зарплата менеджеров среднего звена составляет 2020 долларов. Как и в других случаях, самая низкая средняя заработная плата специалистов в этой области в России (особенно в регионах). Самый высокий в Беларуси, где в половине случаев он превышает 3000 долларов.

Наибольшее количество ответов было получено от руководителей проектов и продюсеров, поэтому данные по ним наиболее репрезентативны. Что касается продакт-менеджеров и продакт-владельцев, то мы собрали у них десять анкет. Это достаточная цифра, но, конечно, она уступает по точности данным упомянутых выше групп.

Принимая во внимание все вышеизложенное, отметим, что в целом менеджеры среднего звена в СНГ сегодня могут смело рассчитывать на зарплату в размере 1800-2200 долларов в зависимости от специализации. Хотя, судя по собранным данным, бывают и исключения. Некоторые специалисты получают $6000 и $7000. При этом нижний порог составляет $500-600.

Примечание:

  • 70,8% менеджеров среднего звена — мужчины;
  • 69,8% рабочей силы в этом сегменте относится к возрастной группе от 25 до 34 лет;
  • 15,6 % руководителей имеют два и более высших образования (75 % имеют диплом о высшем образовании%).

Трейдеры (88 профилей)

Средняя зарплата маркетологов в русскоязычном сегменте ниже, чем у геймдизайнеров. Это 1420 долларов. При этом очень часто специалисты в этой нише получают даже меньше тысячи долларов.

С продавцами получилась интересная и нестандартная ситуация. Больше всего ответов было получено из Москвы (40%). Из остальных регионов от десяти до полутора. Скорее всего, это говорит о том, что большинство издателей, занимающихся маркетингом, ориентированы на Первопрестольную.

Что же касается необычного перекоса в оплате труда (например, в Москве она ниже, чем в Санкт-Петербурге и регионах), то это прямое следствие указанного факта. Крупные компании могут позволить себе обучать маркетологов, позволять им «скачивать» такие объемы, которые не по карману небольшим региональным командам, но при этом мало платить поначалу.

А регионы, как правило, либо уже набирают опытных людей, либо делают все, чтобы их удержать, в том числе устанавливают высокие относительно местоположения оклады.

Согласно полученным данным, маркетолог — одна из тех профессий, на зарплату которых сильно влияет опыт. Разница в средних значениях между новичком и выдающимся специалистом составляет около трех тысяч долларов.

Что касается зарплат маркетологов по специализации, то здесь сложилась ситуация, когда универсальный специалист оплачивается более щедро в пересчете на средние значения, чем персонал с узкой направленностью.

Мы также отмечаем:

  • почти треть специалистов по маркетингу – женщины (36,8%);
  • среди маркетологов очень высок процент людей с высшим образованием (86,2%);
  • 20% потенциальных клиентов свободно владеют английским языком (уровень С1 и выше).

Тестеры (48 профилей)

Средний гонорар специалистов по контролю качества и тестированию в России, Беларуси и Украине составляет 942 доллара США. Здесь ситуация немного отличается в зависимости от региона. Опыт имеет гораздо большее значение.

У младших специалистов по обеспечению качества один из самых низких медианных показателей в отрасли. Это 403 доллара. В то же время QA-лидеры могут многое получить в СНГ: самый высокий показатель среди всех респондентов был в районе чуть более 3000 долларов.

Важно: 75% опрошенных QA-специалистов занимаются ручным тестированием. Только 6,3% персонала специализируются на автоматизации. Остальные используют обе модели.

Мы также отмечаем:

  • QA — одна из худших англоязычных групп разработчиков игр (48,9% имеют начальный уровень английского — А1 и А2);
  • 70,2% специалистов по обеспечению качества имеют высшее образование;
  • 61,7% рабочей силы составляют мужчины.

Специалисты по персоналу (64 анкеты)

Средняя зарплата специалистов, отвечающих за игровой персонал в русскоязычном сегменте индустрии, составляет 1310 долларов. Но здесь есть принципиальный нюанс. HR — одна из тех профессий, где уровень зарплаты во многом зависит от страны. В Беларуси и Украине средняя зарплата значительно выше, чем в России, даже если сравнивать исключительно с Москвой.

Тоже не на заметку. Прирост ставки HR-специалистов существенно увеличивается только при переходе с уровня Junior на уровень Medium. Затем он достигает плато. Другими словами, рынок труда, похоже, не видит большой разницы между «средним» и «высшим». Ставка резко повышается только тогда, когда специалист начинает брать на себя более широкий круг обязанностей в этой сфере.

В кадровых ресурсах сейчас много специализаций. Но большинство опрошенных были специалистами по персоналу или рекрутерами. Кроме того, около десятка респондентов назвали себя HR Business Partners (или HRBP, они отвечают за построение всех HR-процессов в компании, включая аналитику).

Мы также отмечаем:

  • возможность проводить собеседования с иностранным персоналом существенно влияет на заработную плату, для специалистов с высоким уровнем владения английским языком (от С1) медианный гонорар составляет 1759 долларов (на 400 долларов больше, чем базовый гонорар по всему сегменту);
  • среди HR очень высока доля специалистов, получивших полное высшее образование (90,5%);
  • в группе преобладают женщины, отставая от мужчин менее чем на 5%.

Специалисты поддержки и комьюнити-менеджеры (30 профилей)

В идеальном мире было бы разделение между специалистами по поддержке и общественными работниками. Однако в реальности слишком часто возникают ситуации, когда должностные обязанности обеих сфер совмещаются. При этом, если не брать в расчет универсальных специалистов, то по бэкграунду и зарплате саппорты сильно отличаются от комьюнити-персонала. Но на этом мы остановимся чуть позже.

Средняя зарплата в сегменте в целом составляет 1000 долларов. В России чуть меньше — $942. Минимальная зарплата у нас установлена ​​- $215, самая высокая — $2600.

Средняя заработная плата сотрудников, занимающихся исключительно развитием сообщества, в два раза превышает среднюю заработную плату за поддержку. Персонал, посвященный этим и тем сотрудникам, получает меньше, чем специалисты, которые «усовершенствуются» только для работы с сообществом.

Разница вполне может быть объяснена тем, что развитие западного сообщества требует другого уровня навыков. В частности, более свободный английский. Эта версия была мотивирована тем, что уровень поддержки английского языка не превышает В1, а у 50% опрошенных комьюнити-менеджеров он выше С1. Одним словом, одним из важных факторов, влияющих на заработную плату в этой нише, является знание английского языка.

Мы также отмечаем:

  • среди специалистов поддержки наименьшее количество лиц с полным образованием — 62,1% (для «чистых» сообществ средний уровень выше — 70%, а для «чистых» опор — ниже);
  • 65,5% специалистов – мужчины;
  • основной возраст 25-34 года (имеют 79,3%, но молодых специалистов относительно немного, только 10,3% моложе 24 лет).

Аналитики (41 профиль)

Здесь мы столкнулись с исключительной ситуацией, когда с Кипра поступило больше анкет по специальности, чем с Украины или Белоруссии (которых было очень мало, на уровне двух-трех из каждого региона, поэтому в этот раз мы их не учитывали).

Теперь к цифрам.

Средняя зарплата аналитика в русскоязычном сегменте игровой индустрии составляет $1820. В России эта стоимость меньше — около 1700 долларов.

Зарплата аналитика зависит в основном от его уровня. Например, лиды на Кипре могут рассчитывать на 4000 долларов в месяц. В то же время для пожилых людей в России в ряде случаев показатель также достигает этого уровня, хотя среднее значение ниже.

Если говорить о разнице в зарплатах между специализациями, то она есть. Продуктовые аналитики обычно получают меньше, чем те, кто работает с аналитикой данных. Средняя ставка для последнего на 300 долларов выше.

Мы также отмечаем:

  • среди аналитиков довольно много молодых специалистов (в 22,5% случаев нишевые специалисты моложе 25 лет);
  • 7,5% аналитиков имеют ученую степень (это самый высокий показатель в отрасли);
  • 70% игровых аналитиков — мужчины.

Специалисты по развитию бизнеса (19 профилей)

Средняя зарплата биздевов (сюда же входят и чистые продажи) в русскоязычном сегменте игровой индустрии — одна из самых высоких на рынке. Это 2730 долларов (включая, если считать отдельно по России). А уже на уровне Medium есть сборы в размере 2000 долларов в месяц.

Среди важных выделим:

  • 45,4% специалистов по развитию бизнеса — женщины;
  • 94,4% специалистов имеют высшее образование;
  • 77,6% bizdevs владеют английским языком на уровне C1 и выше (свободно).

Специалисты по звуку (19 профилей)

Средняя зарплата специалистов по звуку составляет 1160 долларов (в России на 100 долларов меньше). Высоких ставок очень мало (около $2000.

Самая распространенная «звуковая» профессия у нас в индустрии, судя по отзывам, — саунд-дизайнер. Так себя считают 66,7% опрошенных. Ваша средняя ставка составляет 817 долларов США.

Мы также отмечаем:

  • возраст большинства (72,2%) от 25 до 34 лет;
  • 94% мужчины;
  • 72,2% имеют высшее образование.

Другие профессии

Несколько других областей получили меньше анкет для полноценного анализа (около десятка на сегмент). Поэтому в таблице ниже мы приведем для них исключительно медианные значения.

Относительно этой таблицы обратите внимание на следующее:

  • низкая планка заработной платы администраторов объясняет выборку, где было много специалистов начального уровня;
  • пейджеры же оказались одной из самых «возрастных» групп, четверть опрошенных были старше 45 лет;
  • среди офис-менеджеров и специалистов по связям с общественностью преобладают женщины.

Выводы

а.

В целом зарплаты в игровой индустрии в Беларуси и Украине выше, чем в России. Иногда намного выше. Мы склонны объяснять это следующим образом:

  • и в Беларуси, и в Украине зарплаты в игровых IT привязаны к доллару, поэтому не страдают от инфляции (в России такая привязка не распространена, люди получают деньги в рублях и договариваются о зарплате тоже в рублях, без конвертации все в иностранной валюте);
  • в Беларуси рынок кадров намного меньше, чем в России, а значит, и конкуренция за них больше. Это приводит к гонке заработных плат, которая направлена ​​как на удержание кадров, так и на привлечение тех, кто отсутствует у конкурентов.
  • в Украине большая часть игрового ИТ-сектора находится на аутсорсе или находится в местных офисах/представительствах западных компаний, которые могут позволить себе платить более высокие зарплаты, чем в целом по региону.

два.

Если говорить конкретно о специалистах и ​​не поднимать вопрос менеджмента, то самые высокооплачиваемые направления в игровой индустрии сегодня — это бизнес-анализ и разработка.

Наименее оплачиваемыми профессионалами, которые непосредственно занимаются созданием игрового контента, являются художники. Его средняя зарплата по рынку находится на уровне тестировщиков.