Организатор концертов: как все устроено

Концерт, который может похвастаться тем, что является одним из самых запоминающихся событий, – это результат тщательно спланированной работы. Зоя Скобельцына и Светлана Яремич рассказали JazzPeople, с чего начать молодому каскадеру, о самом сложном в работе организатора и успехах на концертной арене.

Промоутер, специалист по связям с общественностью и SMM, директор агентства Lineup event/art/public RelationsПромоутер, специалист по связям с общественностью и SMM, директор агентства Lineup event/art/public Relations

  

PR-директор пространства BM50, организатор фестиваля экспериментальной голосовой музыки, концертный директор и PR группы Just for youPR-директор пространства BM50, организатор фестиваля экспериментальной голосовой музыки, концертный директор и PR группы Just for you

 ПЕРВЫЙ ОПЫТ

Все началось с проекта творческой мастерской «Квартира». Появилось пространство, где я организовывал образовательные проекты и общался с прессой. Личное общение с ними очень помогло мне в то время определиться, чем я хочу заниматься. Параллельно я открывал собственные вечеринки и на собственном опыте научился организовывать клубные мероприятия. Я продолжала организовывать мастер-классы, семинары, фотовыставки, концерты, вечеринки, в общем всевозможные мероприятия, пока, наконец, не поняла, что хочу заниматься музыкой.

  Мой первый опыт в организации музыкальных мероприятий не был связан с джазом. Все началось более 10 лет назад. Мы с коллегами организовали спортивно-музыкальный фестиваль Street Spirit: Race&Party с участием автоспортсменов и ди-джеев из Европы. Я занимаюсь джазовыми проектами около двух лет. В 2014 году меня пригласили пиар-директором фестиваля «ПетроДжаз». Это совсем другой формат, другие слушатели. Мне очень помог мой прошлый опыт организации крупных мероприятий. В Petrojazz я занимался не только рекламой и пиар-кампанией, но и координацией мероприятий в рамках фестиваля.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

Лучше всего попасть в какое-то пространство для мероприятий, и сразу понять, какое оно у вас. Еще хорошее начало — стажировка на крупном фестивале, таких в Питере и Москве немало. Потенциальному организатору важно проникнуть в концертную толпу.

Есть несколько образовательных курсов для музыкальных руководителей, организаторов концертов и фестивалей и общие курсы для тех, кто думает об организации мероприятий, но не хочет связывать свою деятельность только с музыкой. И все же, сколько бы лекций вы ни слушали, если вы не попадете в поле и не начнете действовать, теория без практики на практике оказывается практически бесполезной.

Конечно, для начала организационного пути можно стать «правой рукой» или присоединиться к команде практикующих профессионалов, чтобы получить начальные навыки и опыт, необходимые для развития в концертной индустрии. Еще один очень важный момент – выбрать максимально узкую нишу и стать в ней лучшим. Не привязывайтесь к разным проектам, так как каждая область имеет свои особенности, и изучать ее нюансы можно всю жизнь.

С пониманием того, зачем и для кого вы собираетесь это делать. С расчетом всех рисков, затрат и возможных доходов. Конечно, не помешает посещать тематические мероприятия и пройти профильную подготовку. Это помогает наладить контакты в выбранной сфере. Например, многие мои связи появились еще в студенческие годы. Я как раз из тех людей, для которых учеба в университете уступила место жизни. Почти все наши преподаватели были практиками, и это сильно влияет на стиль и содержание лекций и практических занятий. Студенты первых курсов работали и проходили практику. С 17 лет я попал в нужную мне среду, накопил опыт и связи.

Стажировки также открывают перед кандидатом широкие возможности. ПетроДжаз — один из таких. Очень часто к нам приходит молодежь: одни продолжают развиваться в музыкальной индустрии, другие понимают, что все действительно не так, как они себе представляли, и уходят. Могу с уверенностью сказать, что многие трейни выросли на фестивале и добились больших успехов, кто в музыкальной сфере, кто в рекламе.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Во-первых, это идея и главная задача. Далее нужно изучить свою целевую аудиторию и понять материальную часть вопроса, будет ли это коммерческий проект? Ниже приведены этапы рекламной кампании. Здесь важно выделить информацию. Глобально инструменты продвижения можно разделить на онлайн и офлайн. На основании поставленных задач, бюджета и идей разрабатывается уникальная PR-кампания и стратегия продвижения.

  Сначала вы собираете команду. Базовые вещи: найти площадку, обсудить условия сотрудничества, найти партнеров (коммерческих и для кросс-промо), составить рекламный план, оформить плакаты, флаеры, билеты, запустить предпродажу билетов, постоянное присутствие в медийном поле. Чтобы все шло по плану, нужно постоянно контролировать все этапы работы. Зачастую проще найти партнеров для благотворительных акций.

ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ

Это зависит от проекта. Есть проекты, которые мы делаем полностью сами, есть такие, где мы закрываем рекламные кампании или их части, например, делаем только таргетированную рекламу ВКонтакте. Теперь я могу разделить работу нашего агентства на 2 части: разработка новых имен и работа с медиа-артистами. И там, и там по-своему интересно. Во втором случае немаловажную роль играет, когда именно с нами связывается менеджмент артиста. Конечно, я предпочитаю полностью разрабатывать рекламные процессы, комбинировать инструменты и делать анализ по каждому.

  Часто приходится делать то, чего раньше никогда не делал. Все это из-за нехватки бюджета или нехватки времени на поиск подрядчика. Нужен универсальный боец, который пишет тексты, макеты постеров, переводит пресс-релизы на другие языки и снимает видеоклипы.

Мне приходится выступать в роли дизайнера, заниматься продвижением в соцсетях, общаться со СМИ, даже писать монтажные планы и монтировать видеоклипы. Организатор должен быть мобильным и предприимчивым. Без этого невозможно создать успешное мероприятие.

О РЕКЛАМЕ

Я люблю эту тему! У нас с коллегами вечный спор по поводу онлайн- и офлайн-рекламы. Нет однозначного ответа, что работает лучше всего. Конечно, наружная реклама часто будет стоить вам дороже. Я лично не очень люблю офлайн, потому что вижу больше практической пользы, когда можно все измерить, с большим количеством smm-инструментов, это реально и быстро! Вероятно, это связано с техническим образованием. Наружная реклама действительно работает, когда ее много, и вся офлайн-реклама должна быть правильно построена с точки зрения целевой аудитории. И что определяет успех всей компании по связям с общественностью, так это артист, дата и место.

Это зависит от целевой аудитории проекта, его популярности и масштабности. Для некоторых концертов, сколько ни рекламируй в соцсетях, все будет бесполезно. Другое дело – повесить плакат в местах скопления целевой аудитории и напечатать рекламу в определенных газетах.

Концерты тех групп, аудиторией которых является современная молодежь, увлеченная новыми течениями в музыке, лучше продвигаются, конечно же, в Интернете. Ну, сарафанное радио отлично работает. Личное общение — мощный инструмент. Люди больше доверяют мнению знакомых, которые уже побывали на концерте заявленного исполнителя.

САМОЕ СЛОЖНОЕ

Необходимость быть постоянно вовлеченным в процесс. Невозможно открыть пиар-компанию и не следить за ней. Всегда нужно держать руку на пульсе, а если это длится 2-3 месяца, то психологически это достаточно тяжело.

  Контролируйте все этапы подготовки одновременно. Собрать аудиторию тоже не всегда простая задача. Оптимальный вариант, когда у музыканта запланирован выпуск альбома, премьера песни или запись клипа. Сотрудничество с другими художниками, синтез разных видов искусства также привлекают людей.

 ЖЕНСКАЯ ИЛИ МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ

Это огромная ответственность, особенно когда на вашем мероприятии несколько тысяч человек. Не каждая девушка может выдержать такую ​​нагрузку и быстро действовать в критической ситуации.

Это определенно физически тяжело. Личная жизнь сильно страдает. Наблюдаются эмоциональные кризисы, физическое истощение и перенапряжение. Я склонен думать, что эта профессия более мужская.

ПОДБОР АРТИСТОВ

Даже в «квартире» мы отмечаем детские дни рождения, и тогда я сразу понял, что не отнесусь к такому мероприятию серьезно. Но все может измениться. Я не веду свадьбы и корпоративы.

Я не возьму под свое крыло артиста, музыку которого я, условно говоря, в машине не слушаю. Вы должны сжигать себя тем, что делаете, иначе результат будет соответствующим.

Я практикую индивидуальный подход. Я не могу работать с музыкантами, чье творчество мне не близко. Я участвую во многих проектах, не только в джазе, и могу с уверенностью сказать, что это точно не мое: это музыка, пропагандирующая насилие, имеющая политический подтекст или несущая агрессивный эмоциональный посыл.

ГОД РАБОТЫ

Я не очень хороший пример. Если мне интересно, я без колебаний бросаюсь в бой. Я часто стал задумываться о том, что иногда нужно уметь остановиться и внимательно подойти к выбору художников, с которыми я начинаю работать. Многое зависит от формата мероприятия, его продолжительности, количества участников.

На это влияет количество проектов, над которыми вы работаете в данный момент. Ведь у каждого артиста может быть 3 и более концертов в месяц. Если я представляю сайт, то, конечно же, речь идет о практически ежедневных выступлениях, ответственность за которые лежит на вас. Это постоянная работа с музыкантами.

КОНЦЕРТ И ФЕСТИВАЛЬ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Объем, финансовые риски, организация ввоза музыкантов, в том числе иностранных, продолжительность мероприятия и уровень рекламной кампании.

Фокус и масштаб. Инструменты продвижения также часто могут быть разными. Важную роль играют коммуникативные навыки организатора. В этой сфере умение договариваться — это уже половина успеха.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Я понял, что люблю преподавать. Музыкальный рынок сильно изменился из-за экономической ситуации. Растет спрос на грамотных музыкальных менеджеров. Мне нравится задача развития российской независимой музыки, а для этого молодым группам нужно направление. Сейчас я провожу много лекций и семинаров не только в Питере и Москве, но и выступаю на форумах. В моей голове родился онлайн-курс, который, на мой взгляд, позволит мне с нуля получить необходимые знания, взять художника и начать с ним работать.

Как таковых образовательных проектов у меня пока нет, но они планируются. В феврале совместно с арт-пространством BM50 мы запускаем проект для будущих организаторов культурных мероприятий.

Я тоже фанат электронной музыки. В прошлом году мы провели фестиваль экспериментальной музыки. Кроме того, я сотрудничаю с некоммерческим фестивалем короткометражных фильмов «Потенциал», одним из немногих в России, который не принимает готовые фильмы, а отбирает лучшие сценарии (или синопсисы) и выделяет бюджет на съемки.

РАБОТА В СФЕРЕ МУЗЫКИ

А куда без него! Музыка ассоциируется с ощущением счастья. Мы делаем людей счастливыми!

Это моя жизнь! Я не могу представить себе работу в какой-либо другой сфере. Музыка – это живая сфера, и от окружающих меня людей, коллег и друзей я получаю невероятный заряд энергии.

О ПЕРСПЕКТИВАХ

Например, на Roof Music Fest, где представлены все музыкальные направления, особое внимание уделяется джазовым концертам. Перспективы отличные, я думаю, что джаз становится все популярнее, ну в Питере точно.

Джаз стал привлекать больше людей, но не все группы, включающие понятие «джаз» в описание своего репертуара, им являются. Понятно, что это стало тенденцией. Есть публика, которая любит «утонченный» джаз, а есть те, кто предпочитает слушать поп-джаз, смуф-джаз, ню-джаз. Фьюжн всегда необычен, именно это помогает расширить аудиторию.

ОБ УСПЕШНОСТИ

С технической точки зрения это качество звука, аудитория и ее количество, реакция публики на концерт, работа артиста. Но есть и нематериальный критерий: это атмосфера события, которую трудно передать словами, ощущение, которое нужно только запечатлеть. Для этого мы работаем.

Для меня важна эмоциональная составляющая, насколько люди счастливы. Успех – это когда слушатели и музыканты понимают друг друга, обмениваясь положительной энергией. Когда публика не жалеет, что пришла, она не проводит весь концерт в разговорах или в баре, а когда отдает частичку себя и своего времени артисту.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДЕВИЗ

Вы должны рисковать! Когда вы звоните, Вселенная отвечает вам. Она точно знает, что нужно, главное правильно задать вопрос.

Для меня любить свою работу означает вкладывать в нее душу. Без души успешный проект не получится. В каждом случае, который я беру, вы можете видеть меня.